Главная » Банки » Центральный Банк РФ, его задачи и функции

Центральный Банк РФ, его задачи и функции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Банковского дела

на тему: Центральный банк РФ, его задачи и функции&

Выполнил студентка: Акимова И.С.

Глава 1. Статус центрального банка и его организационная структура

.1 История развития ЦБ РФ и его значение в экономике России

.2 Сущность ЦБ РФ и его структура

Глава 2. Задачи и функции центрального банка РФ

.1 Цели и задачи Банка России

.2 Функции Центрального Банка

Глава 3. Анализ зарубежного опыта работы центральных банков

.1 Федеральная резервная система США

.2 Национальный Банк Китая

Список используемой литературы

Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: Государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков , агентом правительства при обслуживании госбюджета&.

Обеспечение устойчивости кредитно-денежной системы, стабильного функционирования её отдельных звеньев, и в первую очередь — коммерческих банков, является одной из главных задач Центрального Банка страны. Выполняя роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа страны, он занимает особое место в кредитно-денежной системе.

Денежно-кредитная политика Банка России ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагирует на изменение реального спроса на деньги, способствует поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

Эффективное функционирование банковской системы — необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую позицию центрального банка в регулировании банковской деятельности.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика, и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Он определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Данные функции наделяют Центральный банк соответствующими полномочиями, в результате чего на разных этапах развития банковской системы Банк России играл разные роли. Определение положения Центрального банка на современном этапе развития банковской системы представляется очень важным и именно поэтому данная тема является актуальной.

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ функционирования Банка России и анализ выполнения им своих задач и функций.

В соответствии с указанной целью в данной курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:

. определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации;

. рассмотрение задач и функций Банка России и его организационной структуры.

. проведение анализа опыта работы зарубежных Центральных Банков. В частности на примере Федеральной резервной системы США и Народного Банка Китая.

Структура данной работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе идет речь об истории развития Центрального Банка России и о том, какую роль он играет в экономике нашей страны.

Во второй главе рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся сущности Центрального банка Российской Федерации, его деятельность в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.

В третьей главе представлен анализ опыта работы Федеральной Резервной системы США и Народного Банка Китая. Таким образом, можно будет определить, деятельность какого банка наиболее актуальна в современных условиях.

В заключении подведены итоги всей проделанной работы и сделаны соответствующие выводы.

Теоретическую основу поставленных в работе задач составляют труды российских экономистов, занимающихся изучением банковской системы России, учебная и учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, а так же статистические данные и ресурсы официальных сайтов сети Интернет.

Среди российских авторов, занимающихся данными вопросами можно выделить следующих: О.И. Лаврушин, М.Ю. Бабичева, В.И. Колесников, В.И. Букато, Ю.В. Головин. Также труды В.В. Кузнецовой, С.Г. Кузнецова и других авторов.

ГЛАВА 1. СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

.1 История развития ЦБ РФ и его значение в экономике России

Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически — рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность.

Выделение из общего ряда банков одного на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

Первоначально термин центральный банк& подразумевал самый крупный банк, находившейся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их. В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт некоторых стран, у него могут быть и другие акционеры — коммерческие банки и иные финансовые институты.

Банк России, как приемник Государственного банка Российской империи, Народного банка РСФСР, Государственного банка РСФСР и СССР, возник сразу как государственный банк.

Государственный банк Российской империи возник в 1860 году по указу императора Александра II. Являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и, согласно уставу, был учрежден для оживления торговых оборотов и укрепления денежной кредитной системы&. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных трат, покупку и продажу золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупку государственных бумаг за свой счет. С 1860 по 1894 год являлся вспомогательным учреждением Министерства Финансов.

С конца 80-х годов XIX века Государственный банк Российской империи подготовил денежную реформу, которая была проведена в 1895-1898 годах и ознаменовалась введением в России золотого монометаллизма. В ходе этих реформ банк получил эмиссионное право.

С принятием в 1984 году нового устава начинается второй период в деятельности Государственного банка Российской империи. После денежного кризиса, вызванного Русско-японской войной 1905-1906 годов, он трансформировался в банк банков. Государственный банк Российской империи являлся крупнейшим в Европе учреждением по количеству золотого запаса. Прекратил свое существование после 7 ноября 1917 года.

Народный банк РСФСР существовал с 1917 по 1920 годы. Официально действовал по уставу 1894 года, но фактически был вспомогательным учреждением Наркомфина. Занимался в основном эмиссией бумажных денег. В эпоху военного коммунизма и всеобщих безденежных расчетов его роль была сведена до минимума, и Народный банк РСФСР был расформирован.

Государственный банк РСФСР возник в связи с объявлением новой экономической политики 10 января 1921 года. В 1923 году после образования Советского Союза преобразовывается в Государственный банк СССР.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Государственного банка СССР.

декабря 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 года был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 года в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 года принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России) [12, стр. 4-5].

В течение 1991-1992 годов под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Государственного Банка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Центральный Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 года начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 годах в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 года Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

Начиная с 1998 года в целях улучшения работы коммерческих банков и повышения их ликвидности, Банк России проводит политику реструктуризации банковской системы. Важной составной частью этой программы явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). Большую роль Банк России отводит ведению переговоров с международными кредитными организациями о предоставлении средств на поддержку процесса реструктуризации российской банковской системы и об условиях технической помощи. Банк России также считает оправданным в нынешних условиях расширение присутствия иностранного капитала в банковском секторе России.

центральный банк россия

Руководители Государственного банка РСФСР — Центрального банка РСФСР — Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

1. Матюхин Г.Г.Председатель Государственного банка РСФСР — Центрального банка РСФСР — Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1990-1992гг.2. Геращенко В.В.Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1992-1994гг.; 1998-2002гг.3. Парамонова Т.В.исполняющий обязанности Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1994-1995гг.4. Хандруев А.А.временно исполняющий обязанности Председателя Банка России с 8 по 22 ноября 1995г.5. Дубинин С.К.Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1995-1998гг.6. Игнатьев С.М.Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) с 2002г.- по настоящее время

Становление Центрального банка прошло довольно длительный период и оказало большое влияние на цели современного Банка России и его политику.

.2 Сущность Банка России и его организационная структура

В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно — кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Центральный банк часто выступает в качестве фирменного банка& государства: ведет счета государства, предоставляет ему кредиты в рамках, предписанных законом, продает на счет государства государственные займы и облигации, занимается поддержанием их курса и т.д.

Правда, государство, как правило, вольно брать ссуды в коммерческих банках, а также за рубежом, так что центральный банк не обладает в отношении этого монопольным положением.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Центральный банк РФ занимает особое место среди субъектов государственного управления банковской системой, так как является единственным в сфере управления банковской системой государственным органом, наделенным специальной компетенцией — правом на эмиссию денег.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие законодательству о нем. Закон о Центральном банке предусматривает и реальный механизм защиты Банка России от вмешательства в его деятельность.

Центральный банк России подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая по представлению Президента РФ назначает сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России — Совета директоров, в который входят 12 членов, помимо Председателя. Так же Государственная Дума рассматривает годовой отчёт Центрального банка и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности Банка России дважды в год: при представлении годового отчёта и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В настоящее время уставный капитал Банка составляет около 3 млрд. рублей. Так же Банк России имеет значительные резервы и фонды — в совокупности более 40 трлн. руб., которые обеспечивают финансовую надежность Центрального банка. Основным источником ресурсов Центрального банка РФ являются средства на счетах (42,9%) и эмиссия банкнот и монет, которая составляет 33,4% всех пассивов. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% балансовой прибыли. Оставшаяся прибыль направляется Советом Директоров в резервы и фонды различного назначения. На долю уставного капитала и фондов приходится около 10%.

Особенностью Банка России является то, что, с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции по осуществлению управления денежно-кредитной системой страны, а с другой стороны, — юридическим лицом, которое может вести предпринимательскую деятельность.

Полномочия Банка России также установлены в Федеральном законе О Центральном Баке Российской Федерации&. В соответствии с ними Банк России имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами; покупать и продавать чеки и переводные векселя, а так же государственные ценные бумаги и облигации; выдавать гарантии и поручительства. Центральный банк может осуществлять операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих банка России.

Однако наряду с большими полномочиями для Центрального банка РФ существует и ряд запретов. Банк России не имеет права:

. осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами;

. приобретать доли (акции) кредитных организаций;

. осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

. заниматься торговой и производственной деятельностью;

. пролонгировать предоставляемые кредиты.

Центральный Банк России как финансово-экономический центр государства призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, а с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике, и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Совет директоров выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

определяет структуру Банка России;

принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования резервов кредитными организациями;

утверждает внутреннюю структуру Банка России;

определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Центральный Банк России можно представить как единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных учреждениях (национальных банках, например Национальный Банк РБ, областных управлениях) так называемые ЦОУ (центральные операционные управления). Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы.

Как уже было сказано, высшим органом управления Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель банка и двенадцать членов Совета Директоров. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет).

Функции и задачи территориальных органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров.

Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Цели и задачи Банка России

Согласно статье 3 Федерального закона о Центральном банке, основные цели деятельности Банка России следующие:

защита и обеспечение устойчивости рубля. (центральная задача, означающая регулирование Банком России денежного обращения) Для решения этой задачи Центральный банк должен иметь необходимые полномочия;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Для стран типа России, где современная двухуровневая банковская система еще продолжает формироваться, большое значение имеет ответственность центрального банка за возникновение и здоровое развитие банковской системы. Полномочия Банка России в этой области изложены в Законе О банках и банковской деятельности&;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Без эффективной системы расчетов невозможно нормальное функционирование народного хозяйства, поскольку расчеты пронизывают отношения между всеми физическими, юридическими лицами и государством. Центральный банк должен вводить правила игры&, т.е. устанавливать правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов и правила соблюдения кассовой дисциплины.

Согласно Закону о Центральном банке РФ (Банке России) получение прибыли не является целью деятельности Центрального Банка Российской Федерации. Организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК РФ, ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), признаются некоммерческими организациями. Значит, по смыслу статьи 3 Закона о Центральном банке он является некоммерческой организацией. По всей видимости, поэтому Закон о Центральном банке РФ (Банке России) предусматривает, что Центральный Банк Российской Федерации в налоговых органах не регистрируется.

В соответствии с целями, поставленными перед Банком России, его основными задачами являются следующие:

активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства Российской Федерации;

всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;

сокращение бюджетного дефицита;

поддержание стабильного денежного обращения;

обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

обеспечение государственного фонда валютных резервов;

расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;

расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;

максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

Возникновение центральных банков связано с необходимостью централизации банковской эмиссии и организации денежного обращения в стране, проведения кредитной политики в рамках всего народного хозяйства и функционирования системы денежных расчетов, а также с необходимостью защиты и обеспечения устойчивости национальных валют.

В соответствии с этой задачей Центральный Банк проводит постоянный поиск оптимальных методов и инструментов управления, сочетая как прямые административные, так и косвенные методы регулирования деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. Защищая и обеспечивая устойчивость рубля, банк регулирует совокупную денежную массу, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса. Развивая и укрепляя банковскую систему России, ЦБ эффективно воздействует на хозяйственную активность и деятельность банковских институтов, в первую очередь коммерческих банков. Через эту систему он обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов.

.2 Функции Центрального Банка Российской Федерации

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)& и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со статьей 4 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)&, Банк России выполняет следующие функции:

. Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

Денежно-кредитная политика Центрального Банка представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель — регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежно-кредитная политика Центрального Банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии — кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов — кредитная рестрикция.

Центральный Банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

по форме их воздействия (прямые и косвенные);

по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Центрального являются:

изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;

регулирование официальной учетной ставки;

проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает Банк России на том или ином этапе развития страны.

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 О порядке регулирования деятельности коммерческих банков и указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков, Центральный Банк России образует резервный фонд кредитной системы Российской Федерации, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральный Банк, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный Банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов Центральный Банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

определение порядка ведения кассовых операций.

. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций — это система мер, посредством которых государство через Центральный Банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:

устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

регистрирует кредитные организации в Книге Государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

предельный размер не денежной части уставного капитала;

максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

максимальный размер крупных кредитных рисков;

максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

нормативы ликвидности кредитной организации;

нормативы достаточности капитала;

максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

размеры валютного, процентного и иных рисков;

минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;

нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Центральный Банк проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Центральный Банк имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

б) замены руководителей кредитной организации;

в) реорганизации кредитной организации;

изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами [2, гл. 10].

Так же Центральный Банк проводит рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставляет им заимствования в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования — воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

сроков предоставления (среднесрочные — на 3-4 мес. и краткосрочные — на 1 день или несколько дней);

целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

. Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

. Устанавливает правила проведения банковских операций;

. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

. Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

. Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Центральный Банк является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.

От имени правительства Банк России регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный Банк, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

. Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

. Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление;

. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, Центральный Банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль Центрального Банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета — государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета — прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в Центральный Банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, Центральный Банк выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения Центральным Банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию Центрального Банка. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, Банк России осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства России все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России [17, стр. 7].

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

.1 Федеральная резервная система США

Американская банковская система имеет ряд особенностей. Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система (ФРС), основанная в 1913 году. Целями образования ФРС были создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.

По своей структуре ФРС — довольно сложная конструкция. Важнейшую роль в ней выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС; федеральные резервные банки; банки — члены ФРС. В настоящее время в ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого банками — членами ФРС являются около 6000 коммерческих банков. Наблюдается тенденция к большей централизации ФРС, но это, как считают американские специалисты, процесс длительный, эволюционный.

Для выполнения своей главной задачи — способствовать поддержанию благоприятных экономических условий в стране — ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения. Объект непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС — банковские резервы. Федеральные резервные банки являются держателями депозитов банков-членов. Эти депозиты — основная часть всех определённых законом резервов банков — членов ФРС. Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы. Проводится политика кредитной экспансии или политика кредитной рестрикции.

Федеральная резервная система США независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам — членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 миллиардов долларов. Независимость ФРС выражается в том, что президент США не имеет права отдать ей какой-либо приказ или сместить её управляющих.

Итак, по закону каждый банк — член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, частью — в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством, во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и др.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Это подтверждает вывод о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.

Центральный банк России и Федеральная резервная система США как центральные банки государств, прежде всего, являются посредниками между государством и экономикой через сеть коммерческих банков. В качестве таких учреждений они, будучи главным звеном денежно-кредитных систем, призваны регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ними в законодательном порядке. Но какие функции не возлагались бы на центральный банк, он всегда остается органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

По мнению Макконнелла и Брю, Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции:

хранит вклады банков и сберегательных учреждений, которые называются резервами;

обеспечивает механизм инкассации чеков;

выступает в роли фискального агента федерального правительства;

наряду с Федеральной корпорацией по страхованию депозитов и контролером денежного обращения осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков;

несет ответственность, в конечном счете, за контроль над предложением денег.

При этом многие авторы называют последнюю функцию самой главной.

Сравнивая список функций Центральных Банков Российской Федерации и США, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между функциями Банка России и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций. Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство, по сути, является для него одним из клиентов), а Банк России контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия.

Но основной функцией и ФРС США и Банка России является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:

изменение учетной ставки;

операции на открытом рынке;

изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами.

Таким образом, Банк России и Федеральная Резервная Система США как центральные банки государств играют чрезвычайно важную роль в процессах регулирования денежного обращения, являются главным звеном денежно-кредитных систем стран; среди функций ЦБР и ФРС США есть общие функции (и механизмы их реализации) центральных банков, но есть и специфические, связанные с различием экономической и политической ситуации в странах, с их историческим развитием.

.2 Национальный банк Китая

В 1983 году на Народный банк Китая законодательно были возложены функции центрального банка страны, он стал осуществлять контроль и регулирование всей денежно-кредитной сферы страны: страхования, зарождавшегося фондового рынка и банковских учреждений, включая кредитную кооперацию и финансовые компании.

В начальный период становления Народного Банка Китая в качестве центрального банка контроль и регулирование банковского сектора страны сводились преимущественно к контролю за соответствием нормативам, т. е. основными действиями по контролю и ревизии кредитных учреждений была проверка учреждений на соответствие их деятельности нормативам, а также политическим установкам. По мере развития экономики и денежно-кредитной сферы ограниченность такого метода контроля становилась все более очевидной. Денежно-кредитная сфера — это отрасль с высокой степенью риска, и насущно необходим контроль этого риска.

Отдельные финансово-кредитные учреждения, риск экономической деятельности которых стал вполне очевидным, по решению Народного Банка Китая были удалены с рынка.

Тем не менее, несмотря на все попытки начиная с 1994 года реформировать систему контроля финансово-кредитных учреждений и сделать ее предельно рациональной, в отдельных сферах контроля и регулирования центрального банка имелись слабые звенья. Это обусловливало необходимость дальнейшего совершенствования функций денежно-кредитного контроля и регулирования центрального банка КНР.

В 1995 году в соответствии с законом о Народном Банке Китая он осуществил перераспределение функций различных контрольных департаментов головного офиса, четко разграничил компетенцию головного офиса и отделений банка.

В головном офисе было увеличено число департаментов денежно-кредитного контроля и регулирования, осуществлена узкая специализация функций контроля.

Эта реформа оздоровила систему контроля центрального банка, кардинально изменились функции отделений банка. Основные функции региональных отделений Народного Банка Китая по распределению лимитов кредитования были заменены в новых условиях на контроль и регулирование денежно-кредитных учреждений.

В новых условиях значительно усилилась роль местных отделений Народного Банка Китая. Контрольные функции центрального банка в значительной степени были делегированы 1805 уездным отделениям банка с персоналом 61 тыс. человек, что составляет 53% общей штатной численности банка. Причем в некоторых регионах страны в связи с огромной территорией, большим количеством объектов, плохим транспортным сообщением имеется до 20 уездных отделений Народного Банка Китая.

Последующая реформа разграничила объекты денежно-кредитного контроля и регулирования: за Народным Банком Китая остались финансово-кредитные учреждения, а контроль и регулирование рынка ценных бумаг стали обязанностью Комиссии по контролю и регулированию ценных бумаг КНР. Когда Народный Банк Китая только приступал к осуществлению функций центрального банка, рынок ценных бумаг КНР еще не сформировался и представлял собой лишь денежный рынок, поэтому в то время монопольное управление центрального банка денежно-кредитным рынком соответствовало реальной ситуации. По прошествии 10 лет в денежно-кредитной сфере страны произошли большие изменения. С возникновением рынка ценных бумаг уже нельзя было осуществлять контроль и регулирование фондового рынка только силами Центрального Банка, поскольку это могло негативно влиять на денежную политику.

С организацией в марте 2003 году Комиссии по контролю и регулированию банковской сферы Китая, которая взяла на себя контрольные функции банковских учреждений страны, а также и контроль всех других финансово-кредитных учреждений страны (кроме фондовой и страховой сфер), т. е. финансовых, лизинговых и инвестиционно-трастовых компаний, кредитной кооперации и почтовых сберегательных касс Китая, Центральный Банк в значительной степени освободился от контрольных функций финансово-кредитных учреждений, максимально сосредоточившись на функциях денежно-кредитной политики. Изменения функций Народного Банка Китая потребовали соответствующих законодательных изменений, которые и были сделаны в декабре 2003 года.

В настоящее время в большинстве переходных экономик политика Центрального Банка имеет две важные составляющие: собственно денежно-кредитную политику в части ее воздействия па объем предоставляемых коммерческими банками кредитов и политику банковского надзора, направленную па улучшение качественных показателей функционирования банковского сектора. Отметим, что приоритетная стратегическая цель деятельности Народного Банка Китая — поддержание устойчиво высоких темпов экономического роста. Сама по себе эта задача является центральной для экономической политики, однако с позиций Центрального Банка особенно в переходной экономике важно, чтобы в результате не возник повод для необеспеченной кредитной экспансии.

Если судить по данным Народного Банка Китая, то динамика денежных агрегатов в последние несколько лет была умеренной. При этом в стране наблюдалась дефляция, что позволяет сделать предположение о росте реального спроса па деньги. В то же время замедлился прирост ВВП. Объяснение кажущегося противоречия можно найти в проблеме плохих долгов и двухсекторной модели экономики. Кредитуя недостаточно эффективные государственные предприятия по политическим соображениям, банковская система удовлетворяет искусственный спрос на деньги. С указанной проблемой па ранней стадии перехода к рынку столкнулись практически все трансформирующиеся экономики.

Проводя свою кредитную политику, Народный Банк Китая столкнулся с дилеммой — с одной стороны, увеличение кредитования экономики необходимо для обеспечения ее роста, с другой — не решена проблема плохих долгов, что повышает кредитные риски в банковской системе. Справиться с данной дилеммой ему, по всей видимости, пока не удается. Формально были установлены приоритеты банковского кредитования, включающие кредитование правительства через «политические» облигации, потребительское кредитование, своеобразное социальное кредитование (микрокредиты безработным в городе и сельскому населению) и др. Очевидно, они содержат источники возможного дальнейшего роста плохих кредитов. Подчеркнем еще раз, что без принятия системных мер эту проблему нельзя решить.

Одним из наиболее важных инструментов денежно-кредитной политики в Китае является процентная политика, которая не сводится к установлению центральным банком собственных процентных ставок. В то время как Россия и страны Центральной Восточной Европы уже отказались от прямого воздействия на уровень процентных ставок коммерческих банков, в Китае подобная практика сохраняется. Народный Банк Китая устанавливает базовые процентные ставки по депозитам и кредитам, а коммерческие банки могут изменять их лишь в определенном «коридоре».

Процентная политика Народного Банка Китая, выражавшаяся в установлении низких ставок процента по депозитам в иностранной валюте, а также повышение валютного курса юаня способствовали снижению уровня валютизации экономики страны. В последнее время валютный курс юаня испытывает мощное давление в сторону роста. Его существенное повышение означало бы снижение стимулов для национального экспорта. Поэтому Народный Банк Китая, как и Банк России, активно наращивал свои золотовалютные резервы. Заметим, что в России подобная политика приводит к сохранению умеренной инфляции, а в Китае — дефляции.

В отличие от Банка России для регулирования ликвидности банковской системы Народный Банк Китая активно пользуется операциями с государственными ценными бумагами на открытом рынке. При этом по ним поддерживается достаточно низкий уровень процентных ставок, как в номинальном, так и в реальном выражении. Однако с учетом экспансионистского характера бюджетно-налоговой политики операции па открытом рынке несут большую фискальную нагрузку. Через покупку государственных облигаций бремя его финансирования в конечном счете перекладывается на коммерческие банки. Здесь уместно вспомнить практику других переходных экономик — в частности, России, Болгарии, Румынии, которая способствовала возникновению финансовых кризисов в них во второй половине 1990-х годов.

Таким образом, можно сказать, что Народному банку Китая предстоит решение двойственной задачи. С одной стороны, он должен перевести в рыночный режим функционирования банковскую систему, которая еще во многом работает на основе принципов централизованного управления. С другой стороны, в нее необходимо привлечь иностранный капитал при сохранении национального суверенитета. Ключевым вопросом здесь является скорейшее проведение рыночных реформ в банковской системе.

Сопоставляя развитие банковского сектора Китая с другими переходными экономиками, можно сделать общий вывод, что Китаю еще предстоят значительные преобразования в этой области, которые уже были осуществлены в том или ином виде в большинстве реформируемых стран.

Из материала глав курсовой работы видно, что Центральный банк является ключевым звеном во всей банковской системе страны. Он осуществляет монопольный выпуск денег, является банком банков, банкиром Правительства, главным расчётным центром страны и органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. Все вышеперечисленное и является функциями Банка России. Его статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности определены законом О Центральном банке РФ (Банке России)& от 10.07.2002.

Центральный банк России интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

В современном мире Центральный банк России является ключевым элементом финансово-кредитной системы страны. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая призвана воздействовать на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень безработицы и инфляции. А в результате проводимых Центральным банком операций на открытом рынке изменяется объём собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Кроме того, Центральный банк России проводит прямой и целостный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков России. Это делается для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков и банковской системы в целом.

Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет огромное значение для нашей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банковское право: Учебное пособие. Автор: Пашенцев Д.А. Издательство: Юркомпани, 2010 г.

. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учебник Издательство: Юнити-Дана, 2012 г

. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Финансы и кредит& Автор: Жарковская Е.П. Издательство: Омега-Л, 2010 г.

. Банковское дело: учебное пособие Авторы: Эриашвили Н.Д., Тавасиев А.М., Москвин В.А. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.

. Банковский менеджмент: учебник. Автор: под ред. Е.Ф. Жукова

. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.

. Банковское право: Учебное пособие. Автор: Пашенцев Д.А.

. Издательство: Юркомпани, 2010 г.

. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Финансы и кредит& Автор: Жарковская Е.П.

. Издательство: Омега-Л, 2010 г.

. Банковское дело: учебное пособие. Авторы: Эриашвили Н.Д., Тавасиев А.М., Москвин В.А. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г

. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов Авторы: Щегорцов В.А., Таран В.А. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.

. Деньги. Кредит. Банки: Учебник Авторы: Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С.

. Издательство: Дашков и К, 2013 г.

. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие. Авторы: Ефимова Е.Г., Алиев А.Т. Издательство: ФЛИНТА; МПСИ, 2012 г

. Конституция Российской Федерации. Банки и банковское дело / под ред. И.Т. Балабанова. — СПб.: Питер&, 2001

. Официальный сайт Банка России — cbr/

. Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)& — Консультант плюс.

. Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)& от 27 июня 2002 года.

Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления

Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами.

Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.

Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России

Статья 51. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранностиинформации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

Статья 52. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за

счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.

Статья 55. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.

Глава Х. Банковское регулирование и банковский надзор

Статья 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.

Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Статья 57. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

Положения настоящей статьи распространяются на информацию, собираемую Банком России и передаваемую им по поручению Правительства Российской Федерации международным организациям.

Статья 58. Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Статья 59. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Статья 60. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Статья 61. Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее — приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20 процентов — предварительного согласия Банка России.

Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной.

Уведомление о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного приобретения. Порядок получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, порядок уведомления Банка России о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Приобретение акций (долей) кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

Статья 62. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

) максимальный размер крупных кредитных рисков;

) нормативы ликвидности кредитной организации;

) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Обязательные нормативы, указанные в части первой настоящей статьи, могут устанавливаться Банком России для банковских групп.

Статья 63. Размер собственных средств (капитала) для действующей кредитной организации в качестве условия создания на территории иностранного государства ее дочерних организаций и (или) открытия ее филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка определяется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Об увеличении размера собственных средств (капитала) для кредитных организаций, указанных в части первой настоящей статьи, Банк России официально объявляет не позднее чем за один год до момента вступления указанного решения в силу.

Статья 64. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.

Статья 65. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп).

Статья 66. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.

Статья 67. Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

Статья 68. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

Статья 69. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Статья 70. Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Статья 71. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Указанный норматив не может превышать 50 процентов.

Статья 72. Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.

Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.

О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за один месяц до их введения в действие.

В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.

Если размер собственных средств (капитала) кредитной организации окажется меньше размера уставного капитала кредитной организации, определенного ее учредительными документами, Банк России обязан направить в такую кредитную организацию требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала. Кредитная организация обязана исполнить требование Банка России в порядке, сроки и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Статья 73. Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации (ее филиала) в порядке указанного контроля проводится Банком России на основании мотивированного решения Совета директоров;

по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Статья 74. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;

осуществления реорганизации кредитной организации;

) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи, если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи.

Статья 75. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Статья 76. В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.

О admin

x

Check Also

Кредитная карта Лето банка: условия

Оформить онлайн заявку на кредитную карту Лето банка Наверняка каждому из нас хоть раз в жизни приходилось задумываться об оформлении для себя кредитной карты. Ведь ...

Кредитная карта банка Юниаструм: условия

Кредитная карта Юниаструм Сначала Юниаструм Банк& был зарегистрирован в форме закрытого акционерного общества (это произошло ещё в 1994 году). А с 2000 года банк стал ...

Кредитная карта банка Уралсиб: условия получения, требования

К наиболее популярным услугам банка Уралсиб относится выпуск кредитных карт на самых разнообразных условиях и для широкого круга потребителей в возрасте от 20 до 60 ...

Кредит наличными банка Пойдем: онлайн заявка

Кредит наличными банка Пойдем: какой процент Кредитная организация ОАО КБ Пойдем&, входящая в состав российского финансового холдинга Лайф&, обладает широкой филиальной сетью. Банк имеет более ...