Главная » Банки » Правовое положение Центрального банка РФ

Правовое положение Центрального банка РФ

  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом от 10 июля 2002 г. О Центральном банке РФ (Банке России)&.

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят:

  1. центральный аппарат;
  2. территориальные учреждения;
  3. расчетно-кассовые центры;
  4. вычислительные центры;
  5. полевые учреждения;
  6. учебные заведения;
  7. другие организации.

Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Однако, поскольку ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, прибыль он все же получает. Закон предписывает Банку России 50 % полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым кодексом РФ, перечислять в федеральный бюджет. Банк России уплачивает налоги и сборы в соответствии с налоговым кодексом РФ.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его функций и полномочий.

Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем:

  1. председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;
  2. члены совета директоров Банка России назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению председателя Банка России;
  3. Государственная Дума направляет и отзывает своих представителей в Национальный банковский совет;
  4. Госдума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  5. Госдума принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  6. Председатель Банка России представляет Госдуме доклад о деятельности Банка России;
  7. Госдума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  8. Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

18. системы и органы управления банка России — см. 17

19. уставной капитал, имущество и прибыль Банка россии

О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России

являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в

порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом,

Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и

распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные

резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами

указанного имущества без согласия Банка России не допускаются,

если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк

России — по обязательствам государства, если они не приняли на

себя такие обязательства или если иное не предусмотрено

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных

20 организация банком денежных обращений

Статья 29. Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона

Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно ЦБ РФ. Это обеспечивается тем, что только совет директоров ЦБ РФ принимает решения:

  1. о выпуске банкнот и монет ЦБ РФ нового образца;
  2. об изъятии из обращения банкнот и монет ЦБ РФ старого образца;
  3. утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Правила организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации установлены Положением ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14–П О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации& (утв. ЦБ РФ 19 декабря 1997 г.).

В целях организации на территории РФ наличного денежного обращения ЦБ РФ выполняет следующие функции:

  1. прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет ЦБ РФ, создание их резервных фондов;
  2. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  3. установление признаков платежеспособности банкнот и монет ЦБ РФ, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монет ЦБ РФ;
  4. определение порядка ведения кассовых операций.

21. правовое положение территориальных учреждений банка россии

Территориальное учреждение – обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальными учреждениями Банка России являются:

  1. главные управления в краях, областях и автономных округах РФ, городах Москве и Санкт-Петербурге;
  2. национальные банки республик в составе РФ.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры и иные подразделения.

  • участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • обеспечивает развитие и укрепление банковской системы РФ, эффективное и бесперебойное ее функционирование;
  • осуществляет регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, в том числе на рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему нормативными актами Банка России. Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящим составной частью в баланс Банка России.

Полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулирования:

  • заключение от имени Банка России кредитных договоров и осуществление рефинансирования банков;
  • осуществление контроля за выполнением кредитными организациями обязательных требований Банка России.

Полномочия территориального учреждения в области организации денежного обращения:

  • прогноз, организация и регулирование денежного обращения в регионе в рамках денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • организация межбанковских расчетов;
  • организация кассового обслуживания кредитных организаций и осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях.

Полномочия территориального учреждения по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций:

  • рассмотрение документов, необходимых для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии;
  • осуществление предварительного рассмотрения документов кредитных организаций, ходатайствующих об изменении уставного капитала, о расширении круга совершаемых операций, подготовка заключения о возможности предоставления кредитной организации соответствующей лицензии и представление его в Банк России;
  • согласование назначения руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров кредитных организаций и их филиалов, а также руководителей служб внутреннего контроля в кредитных организациях;
  • рассмотрение аудиторских заключений, представленных кредитными организациями по итогам их деятельности за год;
  • осуществление контроля за соблюдением кредитными организациями обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • применение мер воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушения.

22.правовое положение расчетно- кассовых центров

Структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения Банка России, являются:

  • головной расчетно-кассовый центр;
  • межрайонный расчетно-кассовый центр;
  • районный расчетно-кассовый центр.

Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

Расчетно-кассовый центр возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом советом директоров Банка России.

Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной начальником территориального учреждения Банка России.

Расчетно-кассовый центр имеет идентификационный код, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ, а также штампы, необходимые для выполнения его функциональных задач.

  1. осуществление расчетов между кредитными организациями;
  2. осуществление кассового обслуживания кредитных организаций;
  3. хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;
  4. обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета, открываемые кредитным организациям;
  5. расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России и т. п.;
  6. обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;
  7. обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;
  8. установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций, других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;
  9. иные полномочия.

Расчетно-кассовый центр осуществляет операции в соответствии с возложенными на негофункциональными задачами:

  1. открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям и филиалам по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам;
  2. списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций, других юридических и физических лиц;
  3. контроль за соблюдением правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;
  4. прием и выдача наличных денег кредитным организациям и другим юридическим и физическим лицам;
  5. обработка денежной наличности.

23. правовое положение кредитных организаций

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Кредитные организации подразделяются на две группы — банки и небанковские кредитные организации.

Банки — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять — следующие банковские операции в совокупности: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, осуществляют посредничество в кредите, проверяют расчеты и платежи в хозяйстве, организуют выпуск и размещение ценных бумаг, оказывают консультационные услуги. В зависимости от способа формирования уставных капиталов — коммерческие банки можно разделить на акционерные и паевые. Для кредитных организаций установлены три принципа кредитования: принцип возвратности; принцип срочности; принцип платности.

Небанковские кредитные организации — это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные ‘банковские операции, предусмотренные законодательством. Сочетание этих операций устанавливает Банк России. К специализированным банковским институтам, действующим по лицензии, относятся: брокерские и дилерские фирмы; инвестиционные и финансовые компании; пенсионные фонды; кредитные союзы; кассы взаимопомощи, ломбарды; благотворительные фонды; лизинговые и страховые компании. Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через различные акции, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

24 правовое положение филиалов и представительств банков россии

К обособленным структурным подразделениям кредитной организации относятся еефилиалы и представительства.

Филиалом кредитной организации является обособленное структурное подразделение, расположенное вне местонахождения головной кредитной организации и осуществляющее все его функции или их часть, то есть осуществляющие банковскую деятельность.

Филиалы кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Кредитные организации, открывающие филиал, должны соответствовать ряду требований:

– соблюдать требования законодательства и нормативных актов ЦБ РФ;

– являться в течение последних 6 месяцев финансово устойчивыми;

– располагать помещением для размещения филиала;

– представить для согласования на должности руководителей и главных бухгалтеров филиалов кандидатуры, отвечающие требованиям ЦБ.

Кредитная организация направляет уведомление об открытии филиала в территориальное учреждение Банка России. Вместе с уведомлением кредитная организация направляетподлинные экземпляры:

– положения о филиале, а также перечень тех банковских операций, право на осуществление которых делегировано филиалу;

– анкет кандидатов на должности руководителей;

– автобиографий кандидатов на должности руководителей;

– копии платежного документа об оплате сбора за открытие филиала.

Территориальное учреждение ЦБ по месту открытия филиала рассматривает представленные документы, согласовывает кандидатуры руководителей филиала, дает заключение о соответствии помещения, в котором располагается филиал, требованиям ЦБ.

По результатам рассмотрения указанных документов территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала направляет свое заключение в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.

В течение 1 месяца со дня получения уведомления кредитной организации об открытии филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, направляет в Банк России заключение об открытии кредитной организацией филиала. К заключению прилагается копия платежного документа об оплате сбора за открытие филиала.

Центральный банк после получения заключения территориального учреждения об открытии кредитной организацией филиала в течение 10 рабочих дней присваивает филиалу порядковый номер, вносит сведения о филиале в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и сообщает об этом кредитной организации.

Кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление валютных операций, имеют право открывать филиалы, расположенные на территории иностранногогосударства.

Зарубежным филиалом является обособленное подразделение уполномоченного банка, созданное и действующее в порядке, установленном законодательством РФ, а также законодательством страны местонахождения, расположенное на территории иностранного государства и осуществляющее в соответствии с предоставленными уполномоченным банком правами от его имени банковские операции, предусмотренные лицензией Банка России.

25. уставной капитал и имущество кредитных организаций

4.2. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей. (Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций (с изменениями и дополнениями)

26. банковская тайна

Банковская тайна — юридический принцип в законодательствах некоторых государств мира, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

В ряде государств мира под банковской тайной подразумевается то, что банки не имеют права предоставлять властям информацию о личных счетах своих клиентов (например, в случае возбуждения уголовного дела). Такое толкование термина характерно для таких государств как, например, Швейцария, Сингапур, Люксембург, а также для офшорных зон либо оффшорных банков, осуществляющих банковскую деятельность, в рамках добровольных или установленных законом положений о конфиденциальности.

27.основания и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну

Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом&.

Бюро кредитных историй представляется юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющимся коммерческой организацией и оказывающим в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. О кредитных историях& услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.

Источники формирования кредитной истории (организации, являющиеся заимодавцем (кредитором) по договору займа (кредита) и представляющие информацию, входящую в состав кредитной истории, в бюро кредитных историй) представляют всю имеющуюся информацию, определенную ст. 4 указанного Федерального закона, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг.

Кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную ст. 4 Федерального закона, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, в порядке, предусмотренном ст. 5 Федерального закона Окредитных историях&, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

Источник формирования кредитной истории представляет информацию в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Согласие заемщика на представление информации в бюро кредитных историй может быть получено в любой форме, позволяющей однозначно определить получение такого согласия.

Необходимость и порядок предоставления указанных сведений клиентам и их представителям достаточно очевидны и вопросов не вызывают, поэтому в данном случае не рассматриваются. Сложнее обстоит дело с толкованием второго предложения указанного пункта ст. 857 Кодекса. В практическом использовании данной статьи отсутствует однозначное понимание того, каким законом должен быть предусмотрен этот порядок.

Данное положение может трактоваться более широко, и банки обязаны руководствоваться положениями соответствующих законов, дающих государственным органам право на получение любой информации от любых лиц и организаций: например, ст. 11 Закона РФ О милиции&, ст. 12 ФЗ О судебных приставах&, ст. 22 ФЗ О прокуратуре Российской Федерации& и т.п.

Соответственно могут ли любые государственные органы, в полномочиях которых законами об их деятельности закреплено право на получение любой информации от любых лиц и организаций, требовать от банков предоставления информации, защищенной банковской тайной, что фактически влечет за собой расширение перечня лиц, допущенных к банковской тайне?

Поскольку Закон о банках является специальным законом, регулирующим банковскую деятельность, и содержит специальные права и обязанности банков по отношению к иным участникам отношений, связанных с банковской деятельностью, он тем самым ограничивает права иных субъектов в части вмешательства в деятельность банков. Следовательно, раз ст. 26 Закона о банках не содержит никаких особых оговорок в отношении иных субъектов, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, никакие иные органы и лица, кроме указанных в ней, не вправе требовать от банков обязательного предоставления указанных сведений, независимо от наличия у них закрепленных иными законами полномочий требовать получения любой информации от любых лиц.

28.правовое положение иностранных банков на территории россии

В соответствии с законом кроме российских кредитных организаций, на территории РФ могут осуществлять банковскую деятельность кредитные организации с иностранными инвестициями и филиалы иностранных банков.

Под иностранными банками понимаются банки, признаваемые таковыми по законодательству иностранного государства, на территории которого они зарегистрированы.

Основным отличием порядка государственной регистрации и выдачи лицензии кредитной организации с иностранным участием или филиалу иностранного банка для ведения банковской деятельности на территории РФ от порядка создания российской кредитной организации является необходимость подачи на регистрацию помимо общеобязательного перечня документов, других дополнительных документов. Иностранное юридическое лицо – учредитель дополнительно представляет:

  1. решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала банка;
  2. документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
  3. письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Учредитель – иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.

Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями или филиалов иностранных банков:

  1. размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе РФ – устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с ЦБ РФ. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестиция ми, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ;
  2. кредитная организация обязана получить предварительное разрешение ЦБ РФ на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации – резиденты – на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. ЦБ РФ имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ. Заявление о намерении увеличить уставный капитал кредитной организации за счет средств нерезидентов и об отчуждении акций (долей) в пользу нерезидентов рассматривается ЦБ РФ в двухмесячный срок со дня подачи заявления. Результатом его рассмотрения является разрешение ЦБ РФ на проведение укачанной в заявлении операции или мотивированный отказ в письменной форме. В случае, если ЦБ РФ не сообщил о принятом решении в течение установленного срока, указанная операция считается разрешенной.

ЦБ РФ вправе по согласованию с Правительством РФ устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.

29.учреждение кредитных организаций

Порядок создания банка включает в себя этапы:

1) учредители направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании наименования организации;

2) подписание учредительного договора.

  • иметь устойчивое финансовое положение;
  • иметь достаточно средств для внесения в уставный капитал банка;
  • действовать в течение 3 лет;
  • выполнять обязательства перед бюджетами;

3) не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители должны представить в территориальное учреждение ЦБ документы:

  • заявление с ходатайством о госрегистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
  • учредительные документы;
  • протокол собрания учредителей;
  • свидетельство об уплате госпошлины;
  • копии свидетельств о госрегистрации учредителей юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, подтверждения органами налоговой службы РФ выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами;
  • декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные органами налоговой службы РФ;
  • анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

4) при отсутствии замечаний территориальное учреждение ЦБ направляет в ЦБ положительное заключение с документами, представленными учредителями банка;

5) ЦБ рассматривает документы и принимает решение о государственной регистрации кредитной организации;

ЦБ вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации из-за:

  • несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера;
  • неудовлетворительное финансовое положение учредителей или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетами за последние 3 года;
  • несоответствие документов, поданных для получения лицензии, закону;

6) при принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации ЦБ:

  • подписывает свидетельство о госрегистрации;
  • открывает счет для оплаты учредителями уставного капитала;

7) территориальное учреждение ЦБ, получив копию свидетельства о регистрации кредитной организации, направляет учредителям уведомление с указанием корреспондентского счета, открываемого для оплаты 100 % уставного капитала;

8) после оплаты уставного капитала кредитная организация в течение 1 месяца обязана представить в территориальное учреждение ЦБ документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты уставного капитала;

9) территориальное учреждение ЦБ проверяет правомерность оплаты уставного капитала. Подтверждение правомерной оплаты уставного капитала является основанием выдачи лицензии;

10) после получения заключения о правомерности оплаты уставного капитала ЦБ направляет территориальному учреждению два экземпляра лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций.

С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.

30.регистрация и лицензирование банков

Государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации может быть принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает:

· свидетельство о государственной регистрации банка;

· разрешение на право изготовления печатей;

· документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

Национальный банк вправе отказать в регистрации банка в следующих случаях: на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью, несоответствие учредительных документов требованиям законов Республики Беларусь; отсутствие или незаконное происхождение финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставный капитал; профессиональная непригодность председателя Правления банка, его первого заместителя и главного бухгалтера банка; недостоверность представленной информации. [2]

Национальный банк Республики Беларусь выдает со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Банкам могут быть выданы следующие виды лицензий:

— общая лицензия на осуществление банковских операций;

— внутренняя лицензия на осуществление валютных операций;

— генеральная лицензия на осуществление валютных операций;

— лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами;

— лицензия на привлечение средств физических лиц во вклады и на депозиты;

— разовая лицензия на осуществление отдельных операций.

На стадии лицензирования банковской деятельности обеспечивается контроль над законностью происхождения капитала, поступающего в банковскую систему, за квалификацией руководителей исполнительных органов банков.

На основе общей лицензии банк имеет право проводить следующие операции в национальной денежной единице: привлечение средств юридических лиц во вклады и на депозиты; предоставление кредитов от своего имени за счет привлеченных средств, включая финансовый лизинг расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка, инкассация наличных денег и перевозка ценностей управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем этих средств.

Общая лицензия выдается банку в момент его регистрации. Однако к совершению операций банк вправе приступить только при наличии внутренних положений, регламентирующих порядок их осуществления и контроля.

31 виды банковских лицензий — см. 30

32. требования, предъявляемые к создаваемым банкам

Однако применительно к кредитным организациям в отношении имущества, которое может быть вкладом в уставный капитал, имеется ряд требований. Эти требования можно разделить на три группы :

1) количественные – требования к минимальному размеру уставного капитала. Для вновь создаваемых кредитных организаций минимальный размер уставного капитала составляет приблизительно 5 млн евро. Минимальный размер уставного капитала создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка должен быть не менее суммы, эквивалентной десяти миллионам евро. Для небанковских кредитных организаций минимальный размер уставного капитала составляет сумму не менее 500 000 евро. Оплата уставного капитала производится в рублях РФ по курсу ЦБ РФ;

2) качественные – требования, относящиеся к составу уставного капитала. Они предписывают, что уставный капитал кредитной организации может быть сформирован только за счет определенного рода средств. Большую часть уставного капитала банка должны составлять денежные средства, при этом имеет значение источник денежных средств.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала коммерческого банка:

  • привлеченные денежные средства;
  • средства федерального бюджета;
  • средства государственных внебюджетных фондов;
  • свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;

3) процедурные – это требования к формированию уставного капитала кредитной организации. Они связаны с необходимостью соблюдения определенной процедуры внесения средств – соблюдение сроков внесения, необходимость соблюдать антимонопольные правила, невозможность выхода учредителей из состава участников кредитной организации в течение первых 3 лет со дня его регистрации, отсутствие невыполненных обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние 3 года и пр.

Оплата уставного капитала кредитных организаций в иностранной валюте резидентами не требует получения разрешения Центрального банка РФ на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. Оплата нерезидентами уставного капитала кредитных организаций в иностранной валюте осуществляется только после получения разрешения Банка России на совершение такой операции.

Кредитные организации для зачисления поступающих от учредителей средств в иностранной валюте в оплату уставного капитала должны открыть корреспондентские счета во Внешторгбанке или Сбербанке России.

33 участие российских банков в капитале иностранных банков

Российские коммерческие банки осуществляют международный банковский бизнес в основном в форме заключения корреспондентских отношений с иностранными банками. Остатки средств на корреспондентских счетах в банках корреспондентах за рубежом постоянно увеличиваются, так же как и количество таких счетов. Иные формы международного банковского бизнеса практически не получили широко распространения.

В основном для выхода на международный банковский рынок российские коммерческие банки используют форму открытия неоперационной организационно-интституциональной банковской единицы — представительства. В настоящее время российскими кредитными организациям открыто 47 представительств

В ближнем зарубежье представительства российских кредитных организаций в основном присутствуют на территории Беларуси и Украины. Привлекательными с позиции ведения международного банковского бизнеса российскими банками предстают такие страны дальнего зарубежья, как Великобритания, Германия и Китай. Представительства банков России за рубежом, как правило, выполняют маркетинговую функцию. В задачу данных представительств входит изучение потенциала бизнеса в той или иной стране, формирование имиджа российской кредитной организации, отслеживание ситуации для выбора оптимального момента выхода на иностранный рынок. Процедура открытия представительства является более легкой с юридической позиции, а расходы на его содержание более низкими. Открытие филиалов в качестве операционных институциональных единиц российскими банками практически не практикуется. На 01.01.2008 г. за рубежом было открыто всего 3 филиала российских коммерческих банков. Такого рода присутствие является крайне ограниченным. Процедура открытия филиала более сложна с юридической позиции, носит не уведомительный, а разрешительный характер. Помимо получения разрешения Банка России предполагает получение разрешения центрального банка страны, в которой планируется открыть филиал. Достаточно низкое качество финансовой отчетности большинства российских банков является основным препятствием для расширения филиальной сети. Также открытие филиала представляется не эффективным и с позиции российских кредитных организаций, так как на деятельность филиала накладываются серьезные ограничения, лимиты с целью соблюдения обязательных нормативов банка и выполнения требований по валютной позиции. Таким образом наиболее привлекательной формой ведения бизнеса за рубежом представляется открытие дочерних банков.

Все дочерние банки за рубежом можно разделить на две категории: 1.

Банки, созданные в эпоху СССР. 2.

Банки, открытые российскими кредитными организациями.

34. прекращение банковской деятельности

Прекращение деятельности кредитной организации происходит путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации (ст. 57 ГК РФ Реорганизация юридического лица&, ст. 23 Федерального закона О банках и банковской деятельности&).

При реорганизации кредитной организации права и обязанности переходят к правопреемникам. В случае реорганизации в устав и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые изменения, а все документы с неистекшими сроками хранения передаются в установленном порядке правопреемнику. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации регламентируются ст. 60 ГК РФ Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации&.

Ликвидация влечет за собой прекращение деятельности кредитной организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (ст. 61 ГК РФ Ликвидация юридического лица&).

При ликвидации банка общее собрание его акционеров или надлежащий орган, принявшие такое решение, обязаны незамедлительно сообщить письменно об этом Банку России, который вносит в Государственный реестр банков сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица&).

Общее собрание акционеров банка или надлежащий орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают по согласованию с Центральным банком РФ ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации.

Ликвидационная комиссия публикует в соответствующем органе печати сообщение о ликвидации кредитной организации, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторов (срок для предъявления требований со стороны кредиторов не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения), принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов в письменной форме о ликвидации кредитной организации.

35. процедура банкротства банков

По закону банкротство банка может быть инициировано только после отзыва лицензии.

При возбуждении дела о принудительной ликвидации юридического лица, в данном случае, ЗАО, во внимание принимаются задолженности перед клиентами и кредиторами, подтвержденные решением суда и задолженности по обязательным платежам, подтвержденные решением налоговых или таможенных органов о взыскании за счет имущества должника.

Признаки банкротства банка:

· обязательные платежи не уплачиваются в течение 14 дней с даты, установленной для их перечисления;

· стоимость активов не покрывает суммы обязательств;

· кредиторские требования составляют не менее 1000 МРОТ и не исполняются в течение месяца.

Особенностью процедуры банкротства банков является то, что мероприятия по финансовому оздоровлению назначаются не судом, а Банком России при наличии определенных условий:

· неоднократном нарушении требований кредиторов и несвоевременном перечислении обязательных платежей в течении полугода;

· нарушении нормативов ликвидности и достаточности собственных средств;

· уменьшении суммы собственных средств ниже величины уставного капитала и др.

После получения соответствующего требования банк должен разработать план оздоровления и реализовать его в установленный срок.

В случае подачи иска о банкротстве кредитной организации, арбитраж может назначить конкурсное производство или отказать в признании несостоятельности.

36.понятие и виды банковских счетов

Банковский счет – это определенный раздел бухгалтерской системы банка, в котором регистрируется движение средств, относящихся к определенному лицу, все сделки вкладчика и банка (вклады наличных денег и снятие их со счета).

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 28 | Нарушение авторских прав

О admin

x

Check Also

Звонят из банка по чужому кредиту куда жаловаться

Что делать если звонят из банка по чужому кредиту Кредит является популярной и востребованной услугой в связи с тем, что у граждан не всегда хватает ...

Займ на карту Хоум Кредит Банка

Займ на карту Хоум Кредит Банка. Где получить быстрее и дешевле всего? Кредитная организация Хоум Кредит Банк предлагает потенциальным клиентам ограниченное количество дебетовых и кредитных ...

Займ на карту МТС Банка

Займ на карту МТС Банка. Где получить быстрее и дешевле всего? МТС-Банк ; крупная столичная организация, в активе которой десятки разных предложений для клиентов, которые ...

Жалоба в Центробанк на действия банка: образец

Как написать жалобу в Центробанк на действия банка Банк России – это контролирующий орган, то есть он регулирует не только финансовую ситуацию в стране, но ...