Главная » Банки » Сколько банков нужно России, Комментарии экспертов

Сколько банков нужно России, Комментарии экспертов

Отзыв ЦБ РФ лицензии у очередного банка уже никого не удивляет. 26 февраля Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций сразу у трёх банков: у Милбанка, у банка Церих и у КБ Расчетный Дом . Таким образом, вместе с перечисленными, с начала года отозвано уже 15 лицензий.

В текущем году запланировано аннулировать в общей сложности около 100 лицензий, т.е. к концу года останется чуть более 600 кредитных организаций (КО). Но и это ещё не предел. Анализ показывает, что при сохранении текущей политики ЦБ в ближайшие несколько лет число банков в России сократится до 500. Такая чистка , по заявлению целого ряда авторитетных специалистов, повысит устойчивость финансово-кредитной системы страны. Но где тот предел сокращения банковского сектора, за которым изначально благие намерения могут стать причиной новых кризисных явлений. Неоправданное сокращение численности кредитных организаций может нарушить сложившийся баланс, разрушить конкурентную среду, ограничить доступ к качественным банковским услугам значительной части населения. И почему стабилизация банковского сектора ожидается именно при численности 500?

Конечно, необходимо отметить, что количество российских кредитных организаций уменьшалось и раньше, на протяжении последних 10-15 лет. С 1998 года численность организаций в банковском секторе сократилось более чем в 2 раза, а с 2007 года — на 38.35%.

На 01 января 2016 года по данным Центрального банка их осталось 733, из них 681 банк и 52 небанковских кредитных организации (НКО).

Чаще всего, ликвидация КО происходит по причине отзыва (аннулирования) лицензии в связи с реорганизацией в форме слияния/присоединения или в связи с нарушением законодательства. В соответствии с законодательством Центральный банк обязан отозвать лицензию у банка если:1. Капитал кредитной организации (способность банка погасить свои убытки за свой счет, а не за счет клиентов) менее 2%; 2. Собственные средства не превышают минимума уставного капитала (на момент госрегистрации); 3. Кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов и не может исполнить платежи в течение двух недель с даты, установленного срока; 4. Кредитная организация неоднократно не исполняет требования законодательства о противодействии отмыванию доходов. По перечисленным основаниям обычно в год отзывалось около 30 лицензий.

Резкое увеличение количества отзываемых лицензий было отмечено только за последние два года. Это совпало со сменой руководства Центрального банка Российской Федерации. Вместе с новым руководством пришли изменения в стратегию и тактику ЦБ. Де-факто, Центральный банк начал масштабному компанию по сокращению количества банков. За 2014-2015 годы было отозвано 190 лицензий. Хотя, де-юре, такую компанию, конечно, никто не объявлял. Была избрана другая тактика. Повысили формальные требования до уровня, обеспечивающего выживание, только интересующего количества банков. К примеру, в 2015 году ЦБ увеличил минимальный уставный капитал российских банков до 300 млн руб. Надо отметить, что это не первое увеличение минимального уставного капитала. В 2012 году он уже был поднят с 90 сразу до 180 млн руб.

На сегодняшний день требованиям ЦБ по уровню УК удовлетворяют только 419 кредитных организаций (57,16%).

23 773 606 832,00

Санкт-Петербург и обл.

9 275 777 832,00

5 374 105 484,00

3 092 959 472,00

3 083 798 162,00

2 779 937 942,00

2 384 456 801,00

Национальный Клиринговый Центр

1 874 045 044,00

1 775 392 881,00

1 483 728 002,00

Тем не менее, в Государственной думе пошли ещё дальше и уже прорабатывают предложение о повышении минимального размера уставного капитала для вновь регистрируемых банков с 300 млн руб. до 1 млрд. Не лишне заметить, что по данным ЦБ на 01.01.2016 года только у 182 кредитных организаций уставный капитал превысил 1 млрд руб. Тут уже в пору будет говорить о стабилизации не на уровне 500, а на уровне 200 КО. Сторонники подобных решений часто приводят в пример опыт Белоруссии, Национальный банк которой в 2012 году установил минимальный уставной капитал для банков на уровне, эквивалентном 25 млн евро (1.6 млрд рублей), а с 1 января 2016 года ещё и повысил его до 30 млн евро. С этим связывают отсутствие массового закрытия банков у наших ближайших соседей. Однако слепое копирование белорусского опыта может принести проблемы в экономике, которые у Белоруссии значительно больше чем у России. Да и масштаб задач, которые стоят перед российской банковской системой, не сопоставим.

Повышая уровень минимального уставного капитала ЦБ, формально пытается не допустить в банковский сектор финансово слабые кредитные организации, а фактически ограничивает их общую численность. Исходя из этих искусственных ограничений аналитики обосновывают как необходимость самого сокращения численности КО, так и количественные его показатели. Если минимальный УК 300 млн руб., значит нам необходимо 500 КО. Если бы минимальный УК был 1 млрд руб., значит количество КО необходимо было бы сократить до 200. Ничего общего с рыночными механизмами это не имеет. Положение усугубляется ещё и тем, что в связи с актуальностью тематики по ней высказались практически все тяжеловесы , вплоть до первых лиц государства. Не всегда удачно аргументируя свою точку зрения, в лучших традициях большинство из них поддержало сокращение общего количество банковских организаций до 500 (не приходилось видеть ни одного логически обоснованного комментария, почему именно до 500) единиц. В разных интерпретациях прозвучала мысль, что больше нам и не надо. С этого момента вопрос о количестве банков, необходимых стране, приобрёл яркую политическую окраску, и политическая целесообразность стала планомерно вытеснять экономическую сущность.

Посыл, заложенный в идеологию компании по наведению порядка в банковском секторе, ещё раз опровергнут 08 февраля текущего года, когда ЦБ отозвал лицензию у КБ Интеркоммерц , уставный капитал которого значительно превышал млрд руб., но это его не спасло. Банк, проработавший с 1991 года, имевший 67-е место в рейтинге и вполне приличную отчётность за несколько недель стал банкротом. Стремительное падение банка столь высокого уровня ( Интеркоммерц претендует на антирекорд за всю историю АСВ по объёму страховых выплат) ещё раз показало, что величина уставного капитала не может гарантировать устойчивость работы КО. И напротив, если банк нашел свою нишу и готов работать в рамках, определённых законом, то размер уставного капитала является не столь определяющим. Сосуществования крупных и мелких банков обычное явление в мировой практике.

Тем не менее, сокращение кредитных организаций продолжается по всем Федеральным округам за исключением Крыма, который не может считаться показательным в силу ряда известных причин. В центральных районах, где доступность качественных банковских услуг значительно выше, этот процесс не ощущается так болезненно как в более отдалённых областях.

Говоря о региональной структуре, следует отметить, что более половины банков зарегистрированы в Центральном Федеральном округе 434 кредитных организаций (59.2%). При этом подавляющее большинство из них зарегистрировано в Москве и Московской области 392 кредитные организации. Если банковскую систему часто называют кровеносной системой, то такая концентрация КО может быть интерпретирована как тромб, сдерживающий развитие региональной банковской сети.

Различать банки федерального и регионального значения совершенно необходимо. Они имеют свои уникальные задачи, чем и должны определяться требования, предъявляемые к ним. Нельзя требовать от региональным банковских структур такой же уровень УК, как от их федеральных коллег. Региональные банки могут и должны играть большую роль в экономике страны. В отличие от федеральных, они значительно лучше ориентируются в местной специфике, что позволяет быстрее принимать эффективные решения. Региональные банки объективно способны, а главное — мотивированы находить индивидуальные подходы к своим клиентам, а в кризис не склонны выводить активы из регионов. Необходимо помнить, что развитие сети региональных банков одно из основных условий повышения экономической активности населения.

Количество действующих банков и не банковских КО России

О admin

x

Check Also

Работает или нет Сбербанк в Крыму в 2018? Какие банки в Крыму?

Работает ли сейчас Сбербанк в Крыму? Все хорошо помнят события, которые привели не так давно к присоединению полуострова Крым к Российской Федерации. Именно из-за этого ...

Как подключить Мобильный банк Сбербанка — через телефон, смс, интернет, сбербанк онлайн, в банкомате, Банки и Финансы

Наличие смс-сервиса играет большое значение в предоставлении клиентам современного спектра возможностей, таких как: интернет-банкинг, информирование о проведенных операциях по карте, смс-запросы на номер 900. Как ...

Есть ли Сбербанк в Крыму в 2018 году? Работает или нет? Какие банки в Крыму работают со Сбербанком?

Есть ли Сбербанк в Крыму в 2018? Этот вопрос нужно изучить, чтобы внимательно разобраться в ситуации и предложить оптимальное решение для клиентов данной финансовой организации ...

Все для дома — Банковская система России, Центробанк, Сбербанк и другие банки, понятие банковской тайны

Банковская система России, Центробанк, Сбербанк и другие банки, понятие банковской тайны. Банковская система России, Центробанк, Сбербанк и другие банки, понятие банковской тайны. Банковская система – ...