Главная » Другие банки » Национальный банк

Национальный банк

Главные банки многих стран носят название национального банка. Они создаются для содействия устойчивости национальных валют. Как правило, они бывают государственными, имея в уставном капитале денежный капитал и имущество государства. Являясь юридическим лицом, национальный банк обладает экономической независимостью. Он функционирует в результате полученных им доходов. Является возможным и привлечение бюджетных средств.

Национальный банк может на территории страны иметь собственные обособленные подразделения в виде дирекций, филиалов, предприятий и представительств. Он может открывать представительства в других странах. Взаимной ответственности по обязательствам банка и государства обычно нет.

Необходимость создания национальных или центральных банковских учреждений объясняется потребностями упорядочения выпуска бумажных денег для повышения оборачиваемости и предоставления кредитов.

Банки – эмитенты бумажных денег – получили название эмиссионных. Постепенно, к началу ХХ века, сложилась практика денежной эмиссии в одном финансовом учреждении, который становился в этом случае денежно-кредитной системой.

Основы создания национального банка во многих государствах схожи. Исходя из капитализации, он может выступать собственностью государства и таким, где уставный капитал разделен между акционерами, обладающими правами на его часть исходя из количества принадлежащих им акций.

В национальном банке акции могут принадлежать не связанным с государством физическим и юридическим лицам.

Встречается смешанный характер такого капитала с частью акций, что являются собственностью страны. Банковская практика показывает, что национальные банки с акционерным капиталом проходили со временем процедуры национализации и приобретали статус государственных.

Баланс главного банка страны строится из активов и пассивов. В активах значатся золотовалютные запасы, государственные облигации и кредиты, выданные другим банкам и руководству страны. В составе пассивов центрального банка содержатся: резервы обязательные и дополнительные, что содержат вклады коммерческих банков, выпущенные в свободное обращение наличные деньги, обслуживаемые ЦБ счета казначейства, денежные средства кредитных организаций и капитал банка.

Главный банк, в независимости от формы собственности, неразрывно связан с правительством. Эта характерно для многих стран. Ведь национальный банк реализует важную функцию в приведении к устойчивому состоянию финансов и экономической системы государства.

Помимо основной функции по созданию условий устойчивости денежной единицы государства нацбанк через присущие ему механизмы регулирования цены в внутри страны принимает меры, которые будут поддерживать национальную банковскую систему в устойчивом состоянии.

Кроме этого, национальному банку присущи такие функции:

  • определение и осуществление политики в денежном обращении и кредитовании на территории страны;
  • исключительное право на реализацию выпуска национальной валюты, ее обращения;
  • кредитует банки, решает вопросы их рефинансирования, ставит для них условия и правила банковской деятельности, назначает порядок действий и форму платежей, в том числе межбанковских;
  • организует внедрение совершенных банковских технологий, эффективных систем статистической информации;
  • регулирует в государстве деятельность коммерческих банков и контролирует ее согласно законам, выдает лицензии банкам, формирует государственный банковский реестр;
  • разрабатывает баланс платежей, его анализирует и прогнозирует;
  • является государственным представителем в центральных банках других стран, международных финансовых учреждениях;
  • осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством, контроль обращения валюты и надзор за структурами, имеющими лицензию на осуществление операций с валютой;
  • накапливает золотовалютные запасы, создает условия для их сохранности и исполнения операций с этими запасами и ценными металлами, находящимися в обороте;
  • обеспечивает инкассирование наличных денежных средств и перевозку ценностей.

Кроме того, в пределах предусмотренных законом полномочий, национальному банку дано право осуществлять иные функции в сфере финансовой и кредитной политики.

Конституция государства обычно закрепляет права и полномочия национального банка. Он позиционируется в качестве особого центрального органа управления государством. В специализированном законе или в законодательных и подзаконных актах о банковской системе и банках определяются его функции, задачи и полномочия, принципиальные положения его деятельности.

Принципиальным положением правового статуса национально банка является его независимость, проявляемая, в первую очередь, в исключительном праве на денежную эмиссию и организацию обращения денег на своей территории. Свои функции он реализует вне зависимости от полномочий органов власти в центре или на местах.

Главный банк обладает политическим и экономическим суверенитетом.

Экономическая независимость национального банка проявляется в возможности применения инструментов для проведения монетарной политики без сдерживания со стороны власти. То есть он имеет конкретные полномочия, дающие право на оперативное принятие решений, связанных с вопросами монетарно-кредитной политики.

Политическая независимость предполагает самостоятельную разработку и реализацию денежной политики и во взаимоотношениях с органами власти по поводу назначения банковского руководства.

На автономность банка могут влиять такие факторы:

  • процентное участие государства в формировании капитала банка и, как следствие, распределении прибыли;
  • законодательно установленные права государства на вмешательство в проведении монетарной политики;
  • вмешательство в процедуру назначения руководства банка;
  • регулирование возможности финансирования, как прямого, так и косвенного, национальным банком государственных расходов;
  • взаимоотношения правительства и главного государственного банка.

Нацбанк должен обладать нормотворческими полномочиями, которые определены законом. Он, в частности, в пределах своих прав может издавать нормативные документы, которые обязаны исполнять все государственные органы на всех уровнях, граждане и юридические лица.

Такой банк принимает участие в законотворческой деятельности либо посредством его права на законодательную инициативу, либо в режиме согласования с ним проектов законов, затрагивающих исполнение банком функциональных полномочий. Высший менеджмент национального банка и его аппарат обычно находятся в столице государства.

Кредитно-денежные отношения — политика национального банка

Такая политика основывается на макроэкономических параметрах и главных показателях экономического развития и показателях социальной сферы на определенный период. Здесь учитываются утвержденные правительством прогнозные цифры объема ВВП, состояние инфляции и степень дефицита госбюджета, источники его покрытия, платежного и торгового баланса.

Национальный банк должен регулярно информировать парламент страны о проведении валютной и денежно-кредитной политики на ближайший год и на перспективу. Политика в сфере денежно-кредитных операций реализуется посредством изменения количества денег в обороте.

Для этого используются такие инструменты, как:

  • процентная политика;
  • установка норм обязательного резервирования средств для банков;
  • рефинансирование банков;
  • использование золота и валюты;
  • проведение на открытых рынках манипуляций с ценными бумагами, в том числе эмитированными государством;
  • эмиссия долговых собственных обязательств и их реструктуризация;
  • меры по регулированию экспортно-импортных сделок с капиталом.

Обеспечивая наличное денежное обращение, национальный банк предпринимает комплекс мер, среди которых:

  • установление банкнотных и монетных номиналов, дизайна денежных знаков и их платежных отличий, систем их защиты;
  • изготовление и организация хранения денежной массы, формирование резервных фондов;
  • утверждение правил эмиссии, сохранности, транспортировки, и инкассации наличных, а также порядка замены испорченных денег;
  • выработка правил ведения операций в кассах банковских и других финансовых учреждений, на предприятиях и в организациях;
  • согласование и утверждение требований к техническому состоянию и охране помещений банков.

Для обеспечения своей регуляторной деятельности национальный банк может использовать методы регулирования административного и индикативного характера.

  • регистрацию банков с включением их в государственный реестр и выдачу лицензий на определенные виды их деятельности;
  • формулирование требований, ограничений и рекомендаций относительно выполнения своих функций банковскими учреждениями;
  • использование административных или финансовых санкций при выявлении нарушений;
  • осуществление контроля над деятельностью банковских учреждений.

При использовании методов индикативной регуляции национальный банк:

  • определяет обязательные нормативы экономики и показатели обязательных банковских резервов;
  • обеспечивает компенсацию рисков, возникших вследствие активных финансовых операций, путем установления размеров отчислений банков в свои резервы;
  • формулирует процентную политику, условия рефинансирования банков, осуществление ими корреспондентских отношений;
  • управляет резервами золотовалютных запасов, в определенных случаях проводя валютные интервенции. Проводит операции с ценными бумагами на международных рынках капитала.

В условиях развитой системы банков с большим количеством банковских учреждений возникают риски при хранении средств клиентов на счетах банков. Потери таких средств напрямую влияют на стабильность банковской системы и нанесение ущерба вкладчикам и инвесторам банков. Для предупреждения этих негативных явлений организуется система надзора за банками.

Такая деятельность распространяется на все зарегистрированные в стране банки, включая иностранные, их подразделения, а также различные физические (граждане) и юридические (предприятия) лица, которые подпадают под влияние соответствующего законодательства.

Осуществляя контроль над коммерческими банками, нацбанк имеет право требовать от них в лице их руководителей ликвидации нарушений законов о банках, безусловного выполнения соответствующих нормативных актов.

Несвоевременное реагирование на нарушения приводит к негативным последствиям. Под угрозу может быть поставлена сохранность доверенных банкам средств, нарушения правил ведения банковской деятельности.

В особых случаях национальный банк может установить специальный режим контроля деятельности банка, назначить туда своего полномочного куратора. Такой механизм чаще всего используется вместе с другими мерами для того, чтобы быстрее стабилизировать ситуацию.

Национальный банк может запретить банку использование конкретных счетов и выдать предписание о проведении расчетов исключительно через четко определенный счет. Национальные банки обычно имеют отработанные процедуры относительно применения мер реагирования к коммерческим банкам.

О admin

x

Check Also

Вклады банка Россия& в 2018 году: максимальные процентные ставки по депозитам, выгодные условия по вкладам с повышенным процентом, онлайн калькулятор

Льготные условия досрочного расторжения Кредит Европа Банк Льготные условия досрочного расторжения Кредит Европа Банк Льготные условия досрочного расторжения Кредит Европа Банк Льготные условия досрочного расторжения ...

Вклады банка Еврокапитал-Альянс& в 2018 году: максимальные процентные ставки по депозитам, выгодные условия по вкладам с повышенным процентом, онлайн калькулятор

Кредит Европа Банк Льготные условия досрочного расторжения Льготные условия досрочного расторжения Кредит Европа Банк Льготные условия досрочного расторжения Кредит Европа Банк Льготные условия досрочного расторжения ...

Взыскание убытков с банка

Если приводить полное название данной публикации, то оно звучит так — взыскание убытков с банка при нарушении очередности списания денежных средств. Есть ли возможность взыскать ...

Взыскание денежных средств с банка при отзыве лицензии

Образец претензии в банк о незаконном удержании денежных средств Взыскание денежных средств с банков на сегодняшний день становиться все более актуальным по причине проводимой политики ...