Главная » Другие банки » Общая часть: теория банковского права — Правовой статус Банка России

Общая часть: теория банковского права — Правовой статус Банка России

Общая часть: теория банковского права — Правовой статус Банка России

Правовой статус Банка России

Верхний уровень банковской системы Российской Федерации представлен Центральным банком РФ, который является основным банком страны или “банком банков”. Российский государственный банк был образован в 1860 г. как государственный банк. История его развития определила и современное положение банка.

Центральный банк Российской Федерациикрупнейший банк страны, осуществляющий монопольную эмиссию банкнот, регулирующий и контролирующий деятельность кредитных организаций, проводящий денежно-кредитную политику страны.

Изучение правового статуса Банка России предполагает анализ нормативно-правовой базы его функционирования, формы собственности, организационно-правовой формы, правоспособности, т. е. прав, обязанностей, запретов и ограничений.

Виды нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность Центрального банка РФ названы в ст. 1 Федерального закона “О Центральном банке (Банке России)”. Правовой статус Банка России определяется:

— Конституцией РФ, где в ст. 75 закреплена основная функция Банка России – защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти;

— Федеральным законом от 10 июля 2002 г. “О Центральном банке (Банке России)”;

— другими федеральными законами, в частности, Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”.

В силу своего особого положения в кредитной системе Центральный банк, как правило, государственный банк, т.е. капитал банка принадлежит государству. В некоторых странах, таких, как Австрия, Швейцария, капитал банка является смешанным, где главным акционером является государство, а в США, Италии — акционерным.

В соответствии с российским законодательством Центральный банк РФ является государственным банком (что исторически сложилось с момента его возникновения), уставный капитал которого в размере 3 млрд. руб. и иное имущество являются федеральной собственностью (ст.2 Закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”).

Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается.

Организационно-правовая форма Центрального банка РФ законодательно не определена.

Основы независимости Банка России

Ключевым элементом статуса Центрального банка РФ, как и всех других центральных банков, независимо от формы собственности, является его независимость, которая проявляется в том, что ЦБ не входит в структуру Федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ “О Центральном банке (Банке России)”. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 Закона “О Банке России” федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправле-ния не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случае такого вмешательства Банк информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ. Кроме того, Банк России может защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Необходимость независимости Банка связана с полномочиями, накладываемыми на Центральный банк, — эмиссией банкнот, регулированием денежного обращения, проведением денежно-кредитной политики и валютной политики. Положение Центрального банка весьма противоречиво: с одной стороны, в важнейших областях экономики и политики он “работает” вместе с Правительством, с другой — в вопросах тактики в отдельных областях экономической политики между правительством и банком существуют большие разногласия, которые иногда носят принципиальный характер. Наиболее независимыми центральными банками являются Федеральная резервная система США и Немецкий федеральный банк.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Советов директоров, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет и аудиторское заключение, проводит парламентские слушания о деятельности Банка России, заслушивает доклады председателя о деятельности Банка России 2 раза в год.

Для проведения денежно-кредитной политики при Центральном банке создается Национальный банковский Совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций и экспертов. Председателем Совета является Председатель Центрального банка.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего Федерального закона, который определяет и порядок использования его имущества.

Основными целями Банка России, в соответствии со ст. 3 Закона РФ о Центральном банке, являются:

1) укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам (при этом Центральный банк — единственный эмиссионный центр);

2) развитие и укрепление банковской системы РФ (Банк России выступает как орган банковского регулирования и надзора);

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирова-ния системы расчетов.

Реализация этих целей осуществляется Центральным банком РФ независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Выполнение целей и задач, поставленных перед Центральным банком, предполагает наличие определенных функций, которые также законодательно регламентированы.

1. Центральный банк РФ, во взаимодействии с Правительством РФ, разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Денежно-кредитная политикасистема мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении.

Обращение денежной массы — количественная характеристика движения денег на определенную дату и за определенный период.

Банк России ежегодно, не позднее 1 октября, представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государствен-ной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Основной метод денежно-кредитной политики — учетная политика, включающая в себя политику рефинансирования, т. е. кредитования Центральным банком коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Под учетной политикой понимают условия переучета коммерческих векселей Центральным банком. Изменение учетной ставки приводит к притоку или оттоку векселей в Центральный банк, что связано с возможностью расширения или сужения кредитования экономики коммерческими банками, т.е. реальным увеличением или уменьшением денежной массы в обращении. Такая политика впервые появилась в Англии и в настоящее время имеет существенное значение для ФРГ, где вексельное обращение чрезвычайно развито. В России, где вексельное обращение не получило пока широкого развития, используется другое направление этой политики — рефинансиро-вание, под которым понимается: кредитование Банком России коммерческих банков, которые нуждаются в поддержке под соответству-ющую процентную ставку, называемую ставкой рефинансирования. Такая процентная ставка используется в правоприменительной практике как критерий для определения стоимости кредитных ресурсов. Увеличение ставки рефинансирования приводит к удорожанию кредитов, что означает снижение спроса на них и, наоборот, что непосредственно влияет на изменение денежной массы в обращении. Денежный рынок и рынок ценных бумаг взаимосвязаны, и изменение процентных ставок приводит к изменению курсовых соотношений и доходности на рынке ценных бумаг как способу альтернативного вложения денежных средств. Поэтому очень часто для защиты или стимулирования рынка государственных ценных бумаг используется изменение ставки рефинансирования, что стало характерным явлением для нашей страны, особенно проявившимся летом 1998 г., когда для спасения рынка ГКО ставка рефинансирования 27.05.1998г. была повышена с 50 % до 150% годовых, а затем 05.06.1998 г. вновь снижена до 60 %. В то же время ставка рефинансирования отражает и уровень инфляции, ее изменение соответствует изменению и ставки рефинансирования, особенно при высоких темпах инфляции, например, в период 1995—1996 гг., при условии снижения темпов инфляции происходило постепенное снижение ставки рефинансиро-вания со 160 % (01.12.1995) до 24 % (05.10.1997).

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России, путем издания соответствующих указаний и доводятся до кредитных организаций телеграммами. Одним из методов денежно-кредитной политики Центрального банка является изменение процентной ставки по операциям Банка России. В соответствии со ст. 37 Федерального Закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции и воздействует при помощи их на рыночные проценты в целях укрепления рубля. В силу того, что Банк России является кредитором последней инстанции, то установленные им процентные ставки — основа для установления коммерческими банками процентов по кредитам, поэтому, как было показано выше, их изменение может повлиять на денежный рынок. На данный момент по другим своим операциям установление процентных ставок Банком России не определено.

Классическим инструментом денежно-кредитной политики, впервые появившемся и распространившемся в США, стала “политика открытого рынка”. Под “операциями на открытом рынке” понимаются: купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг; краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки в пределах лимита, установленного Советом директоров с целью регулирования денежной массы и укрепления курса рубля. При необходимости уменьшения денежной массы в обращении, Центральный банк осуществляет продажу государственных ценных бумаг в определенных лимитах, причем по курсу, выгодному для коммерческих банков; впоследствии же, когда денежная масса сократилась и следует ее увеличить, происходит обратная сделка, т.е. покупка ценных бумаг. В таком случае коммерческие банки, приобретая или продавая государственные ценные бумаги, уменьшают или увеличивают денежную массу в обращении, что и дает возможность говорить об укреплении денежной единицы и развитии экономики.

Третьим классическим методом денежно-кредитной политики Центрального банка является политика использования минимальных обязательных резервов. Метод введен в США и в настоящее время широко применяется большинством стран как административный метод денежно-кредитной политики. Минимальные обязательные резервы означают, что каждый коммерческий банк должен перечислять в Центральный банк определенную сумму привлеченных денежных средств. В РФ, в соответствии с Законом “О банках и банковской деятельности”, размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации не должен превышать 20 %; порядок депонирования обязательных резервов Банка России устанавливается Советом директоров. Изменение нормы обязательных резервов (уменьшение или увеличение, причем в соответствии с законом, не более чем на 5 пунктов) приводит к расширению или ограничению возможностей кредитной организации в области кредитования производства, что определяет темпы изменения денежной массы и, соответственно, инвестиций и экономики. В настоящее время минимальные обязательные резервы играют двоякую роль: с одной стороны, как метод денежно-кредитной политики, а с другой — как способ обеспечения ликвидности кредитных организаций. В настоящее время фонд обязательных резервов создается в соответствии с Положением ЦБ РФ № 37 от 30.03.1996 “Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке РФ”. В данном положении, в частности, указывается, что обязательные резервы беспроцентны и их размер (в абсолютном выражении) рассчитывается самой кредитной организацией, а Центральный банк выполняет лишь контрольную функцию. При нарушении порядка отчислений Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования. Законом же устанавливается и порядок использования обязательных резервов в случае ликвидации и реорганизации кредитной организации. Установление нормы обязательных резервов производится Центральным банком РФ в соответствии с его указаниями.

Следующим инструментом денежно-кредитной политики, в соответствии с Законом, выступают прямые количественные ограничения, под которыми понимают установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Этот метод относится к специфическим инструментам, которые применяются не только в России, но и в других странах, например, в США, ФРГ, Скандинавии. Такие количественные ограничения, как правило, касаются кредитов ипотечных, потребительских, под залог государственных ценных бумаг. В РФ четко не определено, по каким операциям осуществляются такие ограничения, но установлена их исключительность и согласование с Правительством РФ. Наряду с этим на Центральный банк РФ возложено право установления ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Закон определяет предельный размер общей номинальной стоимости этих облигаций, который устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов, определенной, исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Помимо влияния на устойчивость рубля на внутреннем рынке, Банк России имеет право проводить валютные интервенции, т.е. покупку-продажу иностранной валюты на валютном рынке. Для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос, и предложение денег, а также устанавливать и публиковать официальную котировку иностранных валют по отношению к рублю. Как орган валютного контроля Центральный банк осуществляет функции валютного контроля, регулирования валютной деятельности в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и другими нормативными актами.

2. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.

В настоящее время эмиссия денег является прерогативой центральных банков всех стран, и России в том числе. Решение о выпуске и изъятии новых банкнот и монет принимает Совет директоров Центрального банка РФ, он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков и информирует о своем решении Правительство РФ. Официальной денежной единицей РФ является рубль, состоящий из 100 копеек и не имеющий золотого содержания. Выпускаемые банкноты и монеты являются безусловным обязательством Банка России, обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

Эмиссия наличных денег является основной пассивной операцией, дающей возможность Центральному банку увеличивать денежные средства при необходимости расширения и проведения активных операций. Именно эта операция выделяет Центральный банк из состава обычных банков. Помимо эмиссии Центральный банк осуществляет прогнозирование налично-денежного оборота, организацию производства, перевозку, хранение банкнот и монет; устанавливает признаки неплатежеспособности денежных знаков и замены поврежденных банкнот и монет; определяет порядок ведения кассовых операций. В дополнение к закону Центральный банк издал Положение “О правилах организации наличного денежного оборота на территории РФ” (5.01.1998). В соответствии с ним Банк России ежеквартально анализирует состояние наличного оборота в регионах. В частности, Центральный банк определяет:

— тенденции в налично-денежном обращении;

— источники поступлений наличных денег в кассы учреждений коммерческих банков и направления их выдачи из касс учреждений;

— скорость возврата наличных денег;

— изменение индекса потребительских цен;

— состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

— уровень инкассации налично-денежной выручки;

— территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения;

— причины роста эмиссии;

— направления использования денежных доходов населения и источники их формирования.

3. Центральный банк устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации.

В условиях постоянного роста доли безналичных расчетов по отношению к наличным (90:10 — в развитых странах и 68:32 — в РФ) возрастает роль Центрального банка в организации безналичного оборота. Центральный банк контролирует, регулирует и лицензирует расчетные и клиринговые системы в РФ. Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов определены в Положении “О безналичных расчетах в РФ” 1992 г. и указаниях о внесении изменений и дополнений в Положение “О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ” (25.11.1997). Центральный банк осуществляет межбанковские расчеты через систему валовых расчетов в режиме реального времени, на которые приходится основная масса расчетов (до 70 %). Законодательно определяются общие сроки прохождения платежей в течение 2-х операционных дней в пределах субъекта РФ и 5 дней в РФ. Банком России издан “Справочник БИК РФ”, который содержит информацию о наименовании кредитных организаций — Участников расчетов, их банковских идентификационных кодах, корреспондентских счетах в Банке России, местонахождении. Справочник периодически корректируется. Особое место занимают платежи и расчеты в иностранной валюте. Центральным банком определено, что они возможны лишь в случаях, установленных Федеральными законами.

4. Центральный банк является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования.

Как уже отмечалось при анализе денежно-кредитной политики, Центральный банк является кредитором для коммерческих банков. Это проявляется, во-первых, в том, что эмиссия осуществляется в порядке кредитования народного хозяйства, которое происходит через коммерческие банки, поэтому для расширения денежной массы Центральный банк предоставляет им кредиты. Во-вторых, кредитование осуществляется в порядке помощи коммерческим банкам, испытывающим временные трудности, когда трудно найти кредитора и им становится Центральный банк. Такие кредиты предоставляются на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами. Объем кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, ограничивается лимитами роста денежной массы, что проявляется в процентных ставках, устанавливаемых Центральным банком, которые именуются ставками рефинансирования и являются определяющими для последующего кредитования. Кредитование коммерческих банков выступает основной активной операцией Центрального банка, дающей возможности распределения средств и получения соответствующей прибыли.

5. Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

Центральному банку принадлежит право создания правил финансирования, кредитования, проведения расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений. Так, например, правила ведения кассовых операций определяют порядок обращения с наличными деньгами, условия обеспечения сохранности наличных денег, порядок доставки наличных денег, использование техники при кассовом обслуживании, правила инкассации денежных средств (Инструкция ЦБ РФ №31 от 16.11.1995 г. Положение Банка России №56 от 25.03.1997 г. О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ с изменениями и дополнениями от 30.12.1997 и от 28.12.1998 г.).

Правила бухгалтерского учета отражают последовательность совершения операций по соответствующим счетам, утверждают план счетов, формы балансов, правила статистической отчетности, формы отчетных документов, сроки отчетов и перечень предоставляемых документов. Примерами служат Инструкция Банка России № 17 “О составлении финансовой отчетности” от 1.10.1997 г.; Указание Банка России “О порядке составления и предоставления отчетности кредитными организациями в ЦБ РФ” от 24.02.1997г. и иные нормативные акты: Указание “О внесении изменений и дополнений в Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ” от 18.06.1999 г.; Указание “О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 12.05.1998 г.; Указание “О консолидированной отчетности кредитных организаций” от 15.08.1999 г. Весь этот далеко не полный перечень документов говорит о серьезной работе Центрального банка по выполнению данной функции.

6. Центральный банк РФ осуществляет государственную регистрацию кредитных организации, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.

В ходе реализации своей деятельности Центральный банк как банк банков осуществляет контроль над банковской системой, который начинается с момента регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензии на осуществление банковской деятельности. Центральный банк должен иметь полную информацию о количестве кредитных организаций, их деятельности, и только в этом случае возможно осуществление предыдущих функций и, прежде всего, денежно-кредитной политики. В результате Банк РФ определяет основные условия, правила, порядок лицензирования и регистрации кредитных учреждений, а также издает документы, необходимые для получения лицензии, регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных учреждений, выдает лицензии и отзывает их. При выдаче лицензий Центральный банк вправе предъявлять квалификационные требования к руководству коммерческого банка, главному бухгалтеру. Эти требования также сформулированы в федеральном законе “О банках и банковской деятельности”, Инструкции ЦБ РФ № 75-И “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности”. Банком России выдается разрешение на проведение банковских операций внутри страны и международных операций. В частности, в целях введения особого режима контроля над отдельными видами банковских операций, связанных с движением капитала, было принято Положение № 82-П от 20.07.1999 г. “О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов банковских операций, связанных с движением капитала”. В нем дано определение основных понятий: инвестор, кредитная организация за границей, инвестиционная операция, оффшорная компания; указан перечень инвестиционных операций, на которые распространяется Положение, а также порядок выдачи разрешения на ведение указанных операций. Как уже отмечалось, банк не только выдает лицензии, но и отзывает их. Процедура отзыва лицензии законодательно закреплена. Отзыв лицензии осуществляется Банком России в соответствии с ФЗ “О банках и банковской деятельности”; ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”; Инструкцией № 75-И; Положением “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в РФ № 264 от 2.04.1996г., с изменениями и дополнениями от 10.03.1999г. Решения принимаются Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств Главных управлений Банка России, а также структурных подразделений Банка России согласно перечню, установленному этим Комитетом, и оформляются Приказом Банка России. В Положении сформулированы случаи отзыва лицензии, порядок аннулирования лицензии. При отзыве лицензии в целях защиты интересов кредиторов, в том числе вкладчиков, Банк России вправе назначить в кредитную организацию своего уполномоченного представителя, деятельность которого регулируется нормативными актами Банка России.

Помимо лицензирования кредитных организаций Центральный банк имеет право осуществлять регистрацию и лицензирование банковских аудиторов.

Центральный банк занимается проведением антимонопольной политики, контролируя, во-первых, приобретение паев кредитными организациями (не более 25 % собственного капитала), во-вторых, участие иностранного капитала. В частности, в 1997 г. было принято Положение “Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения”. Контроль, осуществляемый Банком России при реализации антимонопольных полномочий, выражается также в его праве при приобретении в результате сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и/или физических лиц более 5 % долей (акций) кредитной организации сообщить приобретате-лю о своем согласии или отказе. Для осуществления подобной операции указанные лица должны уведомить Банк России, а при приобретении более 20 % акций заинтересованному лицу необходимо получить предварительное согласие Банка России. В этом случае Банк России вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников кредитной организации, выступающих в роли покупателя, на основании чего он выносит свое решение. Порядок согласования приобретения более 20 % акций кредитной организации определен Инструкцией Банка России № 75-И.

7. Центральный банк также осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, в целях поддержания стабильности банковской системы, зашиты интересов вкладчиков и кредиторов.

В соответствии с этим Центральный банк выполняет постоянный надзор за соблюдением кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов, в частности, установленных ЦБ РФ экономических нормативов, при этом, не вмешиваясь в операционную деятельность кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России (например, когда вводится временная администрация). Такая функция может осуществляться или непосредственно Центральным банком или через органы банковского надзора.

8. Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

Данная функция осуществляется в соответствии с Законом о Центральном банке, а также Инструкцией Банка России № 17 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитных организаций на территории РФ” от 17.09.1996 г. В инструкции, в частности, отмечается, что государственной регистрации подлежат все выпуски ценных бумаг, независимо от величины выпуска и количества инвесторов. В качестве регистрирующих органов выделены Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России и территориальные учреждения Банка России. В Инструкции также указываются перечень документов и порядок их предоставления кредитной организацией в регистрирующий орган. Кредитная организация-эмитент и уполномоченные лица, подписавшие регистрационные документы, несут ответственность за достоверность информации и за соответствие документов правовым нормам. Определены виды выпускаемых ценных бумаг и порядок их эмиссии. Результаты эмиссии публикуются в Вестнике Банка России. Кредитная организация-эмитент в случае и в порядке, предусмотренных Законом РФ “О налоге на операции с ценными бумагами”, обязана уплатить налог на операции с ценными бумагами.

9. Банк России осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач.

Основными для Центрального банка являются операции пассивные, т.е. по привлечению денежных средств, и активные, по размещению средств. К пассивным операциям относят эмиссию банкнот, депозитные операции, открытие и ведение счетов правительства, иностранных банков и кредитных организаций, выпуск собственных ценных бумаг — облигаций Банка России, формирование собственного капитала и резервов. С 1999 г. Центральный банк расширяет перечень депозитных операций, заключая их на стандартных условиях на фиксированный срок с использованием системы “Рейтерс-дилинг”, путем введения сделок “спот-некст”, “спот — 1 неделя”, “спот— 2 недели”, до востребования. Операции осуществляются с суммами не менее, чем на 100 млн. руб. Процентная ставка по ним объявляется ежедневно. Введение депозитов на таких условиях предоставляет банкам более широкий выбор сделок с различными датами валютирования, а также позволяет им более гибко управлять своей ликвидностью. В качестве активных операций выступают кредитование, учетные операции, операции с ценными бумагами.

10. Центральный банк РФ осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.

Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, открывает представительства в иностранных государствах. В своей деятельности как органа валютного регулирования и контроля ЦБ руководствуется Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле и другими федеральными законами.

11. Центральный банк РФ организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с Законодательством РФ.

12. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации.

В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов Центральный банк составляет платежный баланс РФ, где отражаются все поступления и платежи в иностранной валюте. Как правило, поступления и платежи должны быть равны, но в большинстве своем такого не бывает, поэтому Центральный банк, используя свои полномочия, имеет возможность сбалансировать платежный баланс, проводя политику валютных ограничений, либо дефляционную политику, либо политику валютных интервенций, что приводит к изменениям в валютных соотношениях и влияет на сбалансированность баланса. Особое место в регулировании платежного баланса занимают золотовалютные резервы страны, которые выступают балансирующей статьей платежного баланса. Центральный банк как хранитель этих резервов старается их разумно использовать

13. Центральный банк РФ проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом ч по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Банк России ежегодно, не позднее 1 октября, представляет Государственной Думе проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления, в которых отражены: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики. В соответствии со ст. 56 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.

14. Центральный банк РФ публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Нормотворческие полномочия Банка России

Действующий Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10 июля 2002 года предусматривает право Банка России по вопросам, отнесенным к его ведению, принимать нормативные правовые акты, которые являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Согласно общим требования Конституции РФ, принимаемые Банком России нормативные акты не должны противоречить действующим федеральным законам. В соответствии со ст. 7 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” нормативные акты Банка России имеют форму указаний, положений, инструкций и вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования в “Вестнике Банка России”. Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Операции Банка России

Функции Центрального банка реализуются через операции, которые он осуществляет. Банк России предоставляет кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете. Обеспечением таких кредитов могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме, иностранная валюта, векселя со сроком погашения до шести месяцев, государственные ценные бумаги и в настоящее время облигации Банка России. В целях поддержания банковской системы в период банковского кризиса Банк России принял решение о расширении видов выдаваемых кредитов. В настоящее время Банк России предоставляет однодневные расчетные кредиты, внутридневные.

Банк России может покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев.

Банк России имеет право покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что позволяет ему проводить денежно-кредитную политику.

Банк России вправе покупать и продавать иностранную валюту. Эта операция реализуется на валютной бирже, где Центральный банк выступает в качестве продавца, а иногда и покупателя иностранной валюты в целях регулирования валютного курса рубля.

Важной операцией является покупка, хранение и продажа драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей. Золото выполняет функцию гарантийного резервного фонда. Для пополнения резервов Центральный банк приобретает золото, а для их использования — продает.

Банк России может проводить расчетные, кассовые, депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности. Центральный банк выступает единым расчетным и кассовым центром.

Кроме названных операций Банк России вправе выдавать гарантии и поручительства, осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками, открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях, выставлять чеки и векселя в любой валюте.

Банк России не вправе осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением своей деятельности, предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, заниматься торговой и производственной деятельностью. Законодательно установлено, что клиентами Банка России являются кредитные организации, государство в лице федеральных органов власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, воинские части.

Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Банк России, без взимания комиссионного вознаграждения, осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами.

Банк России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных операций по поручению Правительства РФ.

Банк России как орган банковского регулирования

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, соблюдением ими банковского законодательства. Главная цель надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет выработал 25 принципов надзора, многие из которых получили отражение в нормативных актах Банка России. Надзорная деятельность реализуется Банком России на всех стадиях функционирования кредитных организаций. Особое место в банковском надзоре после 1998 года занимают вопросы финансового оздоровления кредитных организаций. Банк России вправе потребовать от кредитной организации:

— осуществить мероприятия по финансовому оздоровлению, в том числе изменить структуру активов и пассивов;

— заменить руководителя кредитной организации;

— реорганизовать кредитную организацию;

— изменить нормативы на срок до 6 месяцев;

— ввести запрет на отдельные банковские операции на срок до 1 года;

— назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;

— отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

В целях защиты интересов вкладчиков Банк России может назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия, своего уполномоченного представителя.

Помимо этого Банк России осуществляет серьезный надзор за коммерческими банками, имеющими филиалы.

Надзор происходит в форме документарного надзора, включающего в себя анализ отчетности и инспекционных проверок, носящих тематический, либо комплексный характер.

Принципы организации Банка России

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислитель-ные центры, полевые учреждения и другие предприятия, учреждения, организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятель-ности Банка России.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемых совместным решением Банка России и Министерства обороны РФ.

Полевые учреждения предназначены для банковского обслужива-ния воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

Головной расчетно-кассовый центр, межрайонный расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр (в дальнейшем именуются РКЦ) являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения Банка России. Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация осуществляются решением Совета директоров Банка России в порядке, установленном Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Типовым положением “О расчетно-кассовом центре Банка России” № 336, принятым 7 октября 1996 г., и иными нормативными актами Банка России.

Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, способствующего осуществлению банковских операций, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

РКЦ осуществляет свою деятельность на основе федеральных законов, и нормативных актов Банка России.

Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

РКЦ выполняет следующие функции:

— осуществляет расчеты между кредитными организациями (филиалами);

— осуществляет кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов);

— хранит наличные деньги и другие ценности, совершает операции с ними и обеспечивает их сохранность;

— обеспечивает учет и контроль осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

— обеспечивает учет и контроль осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

— осуществляет расчетно-кассовое обслуживание представи-тельных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, ведение счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— осуществляет обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;

— обеспечивает защиту ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;

— разрабатывает и представляет в территориальное учреждение Банка России прогноз по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории;

— устанавливает предельные остановки денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществляет оперативный контроль за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;

— осуществляет контроль за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями;

— составляет на основании данных кредитных организаций календарь выдач денег на оплату труда и представляет его в территориальное учреждение Банка России;

— проверяет работу кредитных организаций по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре;

— регулирует обязательные резервы, депонируемые в Банке России, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверяет достоверность расчетов обязательных резервов;

— участвует в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России;

— в порядке передоверия права по предоставлению банкам кредитов Банка России в установленном порядке;

— по его распоряжению участвует в проведении инспекционных проверок кредитных организаций (филиалов), применяет к обслуживаемым кредитным организациям санкции в виде штрафа в соответствии со ст. 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и др.

Кроме того, дополнительно РКЦ проводит транзитные операции и осуществляет контроль за расчетами с кредитными организациями, расположенными на территории государств, входящих в состав СНГ, стран Балтии и Грузии; обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях при взаимодействии со специализированными службами доставки; осуществляет денежные расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг и другие операции с ценными бумагами.

РКЦ также обеспечивает учет выпуска и реализации облигаций, выплаты купонов по облигациям государственных республиканских внутренних займов, а также иных определенных ЦБР операций с ценными бумагами.

В соответствии с возложенными на него функциональными задачами РКЦ осуществляет следующие основные операции:

— открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам) по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам;

— списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;

— контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;

— контроль осуществления платежей в пределах средств, Имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;

— учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других счетах, открытых на балансе РКЦ;

— выверка отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах) и других счетах, открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций (филиалов);

— защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств;

— прием и выдача ценностей из резервных фондов;

— учет эмиссионных операций;

— прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам;

— обработка денежной наличности;

— открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансированию банков Банком России на основании кредитных договоров, заключенных территориальным учреждением Банка России;

— начисление процентов по кредитным операциям, контроль за их своевременным и полным перечислением.

Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. Если предложенная на должность Председателя Банка России кандидатура Президента РФ отклонена, то в течение двух недель Президент РФ вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.

Должность Председателя Банка России одно и тоже лицо не может занимать более трех сроков подряд. Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Председательствует на заседаниях Совета директоров — Председатель Банка России, а в случае его отсутствия — лицо, его заменяющее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его заменяющего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров Банка России собирается не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

— утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

— рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

— определяет структуру Банка России;

— устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

— утверждает порядок работы Совета директоров;

— назначает главного аудитора Банка России;

— утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

— определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

— выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению Совета директоров Банка России.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государствен-ной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства РФ. Кроме того, члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации должны быть произведены в течение месяца с момента назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.

Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об аудите Банка России и определяет аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.

Аудит банка — комплексная проверка (экспертиза) результатов финансово-хозяйственной деятельности банков (филиалов банков), включающая правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов представляемых для публикации (обнародования) или вышестоящим организациям.

Банк России обязан в соответствии с заключенным с аудиторской фирмой договором представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.

Договор об аудите должен предусматривать объем передаваемой аудиторской фирме информации, а также ее ответственность за передачу полученной информации третьим лицам.

Оплата услуг аудиторской фирмы по аудиту Банка России осуществляется за счет собственных средств Банка России.

Внутренний аудит Банка России осуществляется службой аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Банка России.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством.

О admin

x

Check Also

Регистрация небанковской кредитной организации, Банка, Международная Юридическая Компания

Регистрация небанковской кредитной организации, Банка Вы не прошли валидацию Создание и деятельность Банка и небанковской кредитной организации (НКО) регулируется в основном такими федеральными законами как ...

Расчетный счет ЮниКредит Банка: особенности, плюсы, тарифы

Расчетный счет ЮниКредит Банка — путь к успешному бизнесу Расчетный счет ЮниКредит Банка — популярная услуга для компаний, нуждающихся в надежной опоре в бизнесе и ...

Работа отделений Банка в праздничные дни

Согласно новой стратегии, Сбербанк России намеревается увеличить свое присутствие на мировом рынке, выйдя на рынок Индии и Китая. Сбербанк занимал 38 место по размеру основного ...

Процедура подачи жалобы в цб на действия банка

Отказ в продаже ОСАГО и навязывание дополнительных страховок обратиться с письменным заявлением на имя руководителя страховой компании, с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию. В случае отсутствия ...