Главная » Ваш юрист » Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц важная фигура в процессе признания организации несостоятельной. Ключевые вопросы деятельности конкурсного управляющего будут рассмотрены в этой статье.

Конкурсное производство: федеральный закон № 127-ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

Конкурсное производство представляет собой ряд итоговых мероприятий, проводимых в рамках общей процедуры банкротства организаций. Порядок воплощения конкурсных процедур регулируется главой 7 закона О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Указанная процедура открывается по решению арбитражного судебного органа, если иные мероприятия по выведению должника из кризиса оказались недейственны. Мероприятия устанавливаются сроком на полгода, с возможностью его продления по ходатайству участников конкурсного процесса еще на полгода (ст.

124 ГК РФ).

Осуществление конкурсных процедур имеет своей целью:

  • розыск и консолидирование имущественного комплекса должника;
  • ликвидацию предприятия-банкрота;
  • адекватное удовлетворение кредиторских претензий.

Результаты исполнения конкурсных мероприятий поименованы в ст. 126 ГК РФ и в том числе включают:

  • наступление срока оплаты по обязательным платежам и задолженностям, образовавшимся до начала конкурсного процесса;
  • завершение подсчета процентов и пеней по имеющимся задолженностям;
  • завершение исполнительных процедур (п. 4 ст. 96 закона Об исполнительном производстве от 02.10.2007 № 229-ФЗ);
  • прекращение функционирования руководящих органов должника.

Применяя конкурсные процедуры к должнику, судебный орган определяет конкурсного управляющего в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 закона о банкротстве, и оформляет об этом определение (ст.

127 ФЗ о банкротстве). Конкурсный управляющий работает до момента завершения конкурсных мероприятий или прекращения производства по банкротству.




Полномочия конкурсного управляющего в 2017 году (статья 129 закона 127-ФЗ)

Основным функционалом конкурсного управляющего является осуществление руководства организацией-должником в календарный промежуток с момента утверждения кандидатуры до дня окончания мероприятий по банкротству. В рамках выполнения этой функции конкурсный руководитель осуществляет ряд обязанностей, круг которых включает в себя (п.

2 ст. 129 закона 127-ФЗ):

  1. Принятие имущественной базы должника и проведение инвентаризационных мероприятий в течение 3 месяцев с момента установления конкурсного управления либо в течение иного, определенного в судебном заседании срока.
  2. По окончании инвентаризационных процедур, в течение 3 будних дней внесение их результатов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
  3. Проведение оценки материального комплекса должника в предусмотренных законодательством случаях.
  4. Проведение мероприятий, направленных на розыск и возврат имущества предприятия-банкрота из владения посторонних лиц и сохранение этого имущества.
  5. Уведомление об увольнении членов трудового коллектива должника не позже месяца с момента установления конкурсного производства.
  6. Истребование задолженности с посторонних субъектов в пользу банкрота и возражение на кредитные претензии.
  7. Ведение реестра кредитных требований.
  8. Передача на сохранение документации должника.
  9. С согласия собрания кредиторов заключение сделок с заинтересованностью от имени должника.

Права конкурсного руководителя (п. 3 ст. 129 закона 127-ФЗ) направлены на участие в гражданских правоотношениях от имени должника и состоят в том числе:

  • из прав распоряжаться материальным комплексом должника в соответствии с нормами действующего законодательства;
  • прав принимать кадровые решения, включая решения об увольнении;
  • прав инициировать через судебные органы признание сделок должника недействительными;
  • иных прав.




Управление счетами должника

К важному функционалу конкурсного руководителя в процедуре банкротства относятся мероприятия по управлению счетами должника. В соответствии со ст.

133 закона 127-ФЗ, в обороте конкурсного управляющего должен быть единственный расчетный счет должника. Если счета у должника нет или операции по наличествующим счетам невозможны, конкурсный руководитель должен открыть специальный счет и с его помощью вести финансовые операции в процессе конкурсного производства.

Иные наличествующие или обнаруженные в ходе конкурсных мероприятий счета должника должны быть закрыты, а деньги с них переведены на единственный счет, используемый в процессе конкурсного управления.

Самостоятельный счет оформляется для поступления денежных средств от эмиссий облигаций с ипотечным покрытием, осуществляемых должником в соответствии с законом Об ипотечных ценных бумагах от 11.11.2003 № 152-ФЗ. В случае если указанных эмиссий несколько, то и счетов должно быть открыто несколько, на каждую эмиссию отдельный.

Отчитываться о движении финансовых средств по счету должника конкурсный руководитель обязан перед арбитражным судом, а также собранием кредиторов, с периодичностью не чаще одного раза в месяц.

Кто осуществляет контроль над конкурсным управляющим?

Контролирующие функции над конкурсным руководителем возложены на комитет/собрание кредиторов и судебные органы (ст. 143 закона 127-ФЗ). Управляющий с периодичностью не реже чем раз в 3 месяца, если иной срок не предусмотрен кредиторами, обязан:

  • отчитываться о своем функционировании кредиторам;
  • информировать кредиторов о денежном и имущественном положении должника на начало конкурсных мероприятий;
  • предоставлять иную информацию (п. 1 ст. 143 закона 127-ФЗ).

Отчетный документ конкурсного руководителя составляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ Об утверждении общих правил… от 22.05.2003 № 299 и приказа Минюста РФ Об утверждении типовых форм… от 14.08.2003 № 195. Согласно названным документам и п. 2 ст. 143 закона 127-ФЗ, указанная отчетная документация должна включать:




  • информацию о материально-имущественном комплексе, в том числе сведения об инвентаризации;
  • сведения об итогах реализации имущественных объектов должника;
  • сведения о финансовых поступлениях на счета должника, в том числе информацию об источнике финансирования;
  • суммированный расчет финансовых требований сторонних субъектов;
  • перечень мероприятий по сохранению имущества должника;
  • данные о проведенных мероприятиях по определению недействительности сделок должника;
  • сведения о реестре кредиторов, который ведет конкурсный руководитель, включая суммированные требования и требования по каждой очереди;
  • информацию о штатных изменениях должника, в том числе по количеству уволенных и продолжающих работу сотрудников;
  • сведения о мероприятиях по закрытию счетов должника;
  • данные о суммированных обязательствах должника;
  • информацию о привлечении к субсидиарной ответственности сторонних субъектов.

Освобождение конкурсного управляющего от обязанностей

Процесс досрочного освобождения конкурсного руководителя от своих обязанностей определен ст. 144 закона 127-ФЗ. Согласно указанной норме досрочное освобождение управляющего в процедуре конкурсного управления возможно:

  1. По просьбе самого управляющего. В соответствии с разъяснениями, данными в информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 150, заявление конкурсного руководителя о сложении своих полномочий является безусловным основанием для освобождения управляющего от занимаемой должности. При этом рассмотрение заявительного документа должно быть осуществлено в как можно более короткие сроки (п. 6 информационного письма). Однако освобождение конкурсного руководителя от своих обязанностей не препятствует возможности обжалования его действий при проведении конкурсного управления, а также не прекращает действия поданных им в процессе работы документов.
  2. По ходатайству СРО, членом которой является управляющий, в случае его выхода из этой СРО либо при выявлении несоответствия управляющего условиям членства в СРО (ст. 20.5 закона 127-ФЗ).




Судебное определение об освобождении конкурсного руководителя от его функций подлежит незамедлительному исполнению и может быть обжаловано.

Взамен освобожденного от своих обязанностей управляющего арбитражный суд назначает нового в порядке, установленном п. 1 ст. 127 закона 127-ФЗ.

Отстранение конкурсного управляющего

От освобождения конкурсного руководителя от своих обязанностей следует отличать процедуру отстранения. Если освобождение от функционирования конкурсного управляющего происходит, как правило, по субъективным причинам, не связанным непосредственно с исполнением обязанностей в отношении предприятия-должника, то отстранение происходит в большинстве случаев из-за неудовлетворительной работы конкурсного управляющего.

Причины отстранения конкурсного управляющего определены ст. 145 закона 127-ФЗ. Среди них:

  1. Невыполнение или неполное исполнение своих обязанностей. В этом случае отстранение происходит по ходатайству собрания кредиторов.
  2. Удовлетворение жалобы в суд от лица, участвующего в процессе банкротства, чьи права были нарушены или которому был причинен ущерб от невыполнения или ненадлежащего выполнения конкурсным управляющим своих обязанностей (п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 22.05.2012 № 150).
  3. Выявленные или появившиеся обстоятельства, препятствующие осуществлению функций конкурсного руководителя (п. 2 ст. 20.2 закона 127-ФЗ).
  4. Исключение управляющего из СРО по причине нарушения правил членства в СРО либо требований законодательства или применения к управляющему административного принуждения в виде дисквалификации за административное нарушение. Отстранение происходит на основании ходатайства СРО.

Отстранение конкурсного управляющего происходит с одновременным назначением нового конкурсного управляющего. Определение арбитражного суда об отстранении конкурсного руководителя подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Отчет конкурсного управляющего об итогах работы




По окончании проведенных мероприятий, а именно по окончании расчетов с кредиторами, а также при завершении производства о несостоятельности в порядке ст. 57 закона 127-ФЗ, конкурсный руководитель обязан предъявить в арбитражный суд отчетную документацию о результатах проведенной работы.

Отчет составляется по форме, определенной постановлением Правительства РФ № 299 и приказом Минюста РФ № 195. К отчетной форме прилагается следующая документация (п.

2 ст. 147 закона 127-ФЗ):

  • документальное подтверждение реализации имущества должника;
  • перечень кредиторских претензий с указанием сумм погашенных требований;
  • документальное подтверждение удовлетворения кредиторских претензий;
  • реестр неудовлетворенных кредиторских претензий, оставшихся непогашенными по причине отсутствия денежных средств, с разбивкой по каждому кредитору;
  • список кредитных требований, которые должны быть удовлетворены после кредиторских претензий, не удовлетворенных по причине нехватки средств;
  • подтверждающая документация о предоставлении в подразделение пенсионного фонда данных в соответствии с перечнем, установленным в подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 закона Об индивидуальном (персонифицированном) учете… от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

О том, что итоговый отчет направлен арбитражному судье, должны быть оповещены конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Завершение конкурсного производства

После рассмотрения итоговой отчетной документации конкурсного руководителя арбитражный судебный орган выносит определение:

  1. О завершении конкурсного производства.
  2. О прекращении производства по делу в случае погашения кредиторских требований в порядке ст. 125 закона 127-ФЗ.

И то, и другое определение должно быть немедленно исполнено. Более того, если вынесено определение о завершении производства о несостоятельности, решение судебного органа о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не должно дальше исполняться.




В период от 30 до 60 дней со дня вынесения определения об окончании конкурсных процедур арбитражный суд пересылает заказным письмом с уведомлением указанный документ в подразделение налоговой службы, которое занимается регистрацией юрлиц. Регистрирующее подразделение налоговой службы на основании полученного определения вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации должника не позднее 5-дневного срока.

Данная процедура останавливается в случае обжалования определения суда.

Со дня внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается оконченным.

Таким образом, можно отметить важную роль конкурсного управляющего в общей процедуре банкротства должника и ведущую на этапе проведения конкурсного производства.

О admin

x

Check Also

Совет Федерации запретил рекламу на платежках ЖКХ

Принят закон о запрете размещения рекламы на платежках ЖКХ В Федеральный закон No38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года, были внесены существенные изменения. Теперь ...

Собственный капитал в балансе — это…

Собственный капитал в балансе — это… Собственный капитал — это… Капитал (в широком смысле слова) — это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные ...

Собственники квартир будут оплачивать защищенность дома от террористов

Собственники квартир будут оплачивать защищенность дома от террористов Минстрой разработал проект правительственного постановления с требованиями к антитеррористической защищенности многоквартирных домов. Согласно документу, организационные мероприятия по ...

Собрание кредиторов при банкротстве

Собрание кредиторов при банкротстве Собрание кредиторов при банкротстве является важным мероприятием, в компетенцию участников которого входит принятие стратегических решений, направленных на реализацию процедуры банкротства и ...