В ходе проверок банков при их отборе в систему страхования вкладов выяснилось, что одна треть банков, не прошедших на первом этапе отбора, не выполняли требования законодательства по противодействию отмыванию преступных доходов. Об этом сообщил в понедельник заместитель председателя Банка России Виктор Мельников, выступая на конференции ;Современные мировые тенденции развития системы противодействия отмыванию преступных доходов и российское законодательство ;.
Количество нарушений в банках, выявленных в ходе проверок, по итогам 2004 года выросло по сравнению с 2003 годом на 40 процентов. Мельников отметил, что не хочет называть абсолютные цифры нарушений, но, говоря о причинах такого роста, Мельников указал на усложнение законодательной базы, повышение квалификации инспекторов ЦБ и то, что ;часть банков расслабилась ; после введения этой системы в действие, передает ИТАР-ТАСС.
Кроме того, он сказал, что формальный подход некоторых кредитных организаций к противодействию отмыванию преступных доходов может привести к существенным помехам для интеграции национальной банковской системы в международный банковский рынок. По словам представителя ЦБ, есть еще кредитные организации, которые за три года существования ;антиотмывочного ; законодательства не отправили в ФСФМ ни одного сообщения. ;Эти банки находятся под нашим особым контролем ;, ; подчеркнул Мельников.
ЦБ в ходе своих проверок уделял существенное внимание именно исполнению законодательства по противодействию отмыванию преступных доходов, отмечает РИА ;Новости ;. Мельников подчеркнул, что критерий соблюдения данного законодательства был для ЦБ одним из решающих при отборе банков в систему страхования.
Мельников также сообщил, что в 2004 году ЦБ провел 2592 инспекторские проверки на предмет исполнения банками законодательства по противодействию отмыванию преступных доходов. В 2003 году были проведены 1699 таких проверок.
По словам Мельникова, результаты этих проверок свидетельствуют о том, что банки усиливают работу по противодействию отмыванию преступных доходов. Так, в 2004 году банки направили в Федеральную службу по финансовому мониторингу 2 миллиона сообщений о подозрительных операциях против 950 тысяч сообщений в 2003 году и 350 тысяч в 2002 году.
Мельников подчеркнул, что успех в борьбе с отмыванием преступных доходов зависит от взаимодействия банков в этой сфере. Банкам надо активнее заниматься как совершенствованием систем операционного контроля. В качестве положительного примера такого взаимодействия Мельников назвал соглашение в 2004 году восьми российских банков о совместных действиях в этой сфере. В число этих банков вошли Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Альфа-Банк, Банк Зенит, Банк Москвы, Райффайзенбанк. Представитель ЦБ выразил уверенность, что в текущем году к ним присоединятся и другие российские банки.
Кроме того, банкам также следует обратить серьезное внимание на обучение персонала. Это вызвано тем, что лица, которые занимаются отмыванием, зачастую имеют хорошую юридическую поддержку, и сомнительная операция часто состоит из нескольких абсолютно законных операций, поэтому формализовать критерии оценки подобных операций крайне трудно. ;Но если некий безработный из Средней Азии обналичил за один месяц свыше 700 млн долларов, то это, безусловно, подозрительная операция ;, ; сказал зампред Банка России.
Обращаясь к представителям банковского сообщества, Мельников сказал, что ошибочно рассматривать мероприятия по противодействию как исключительно затратные. По его словам, затраты на идентификацию клиентов помогают снижать также и кредитные риски. ;Затраты на противодействие окупаются не целиком, но в значительной части ;, ; сказал Мельников.
Он также указал на то, что в процессе обучения сотрудников банков необходимо сместить акцент с компьютерного обучения в сторону практической подготовки. По словам Мельникова, международные исследования показывают, что лишь 22% банков предпочитают компьютерные методы практическому обучению.