Главная » Ваш юрист » Навязывание страхования потребительского кредита

Навязывание страхования потребительского кредита

Навязывание страхования потребительского кредита — что думает Минфин

Навязывание при оформлении потребительского кредита заключения банковского договора страхования стало привычной практикой кредитных организаций по усугублению финансового положения и без того бедных граждан — именно они являются постоянными потребителями кредитных банковских услуг для физлиц. Попытка отказаться от страхования по кредиту чревата для заявителей отказом в его предоставлении.

Недовольные граждане обращаются в Минфин за разъяснениями своих прав и обязанностей в указанной ситуации, в связи с чем финансовое ведомство опубликовало развернутую информацию по вопросам заключения и расторжения договоров страхования, оформляемых одновременно с потребительским кредитом.

По поводу законности действий банков, которые заставляют человека выбирать: взять кредит со страховкой (например, получить 150 000 рублей кредитных средств и 40 000 включить в основной долг сверху в качестве страховой премии и оплаты дополнительных услуг) или отказаться от идеи решить свою проблему с помощью услуг банка, ведомство сообщает следующее.

Само по себе желание банка подстраховаться на случай наступления неплатежеспособности заемщика в период выплаты кредита не носит криминального оттенка. Заключение банковского договора страхования жизни/здоровья и других страховых интересов заемщика банк рассматривает как один из способов обеспечения возврата кредитных средств.

Вместе с тем статьей 935 Гражданского кодекса установлено, что страхование не является обязательным в случаях, когда эта обязательность не установлена законом. В рассматриваемых отношениях банка с клиентом применяются нормы закона «О потребительском кредите» от 21.12.2013 № 353-ФЗ, которым обязанность страхования рисков при оформлении потребительского займа не установлена.

Граждане свободны в заключении договора — понуждение не допускается (статья 421 ГК РФ). Но в статье есть оговорка: если иное не предусмотрено ГК, законом или добровольно принятым на себя обязательством. Последним «если» банки и научились виртуозно пользоваться, подталкивая клиентов к соглашению включить в индивидуальные условия кредитного договора положение о необходимости заключения договора страхования. То есть страхование становится в этом случае добровольно-принудительным.

Заявитель, конечно, имеет право отказаться от страховки, а банк в этом случае обязан предложить ему альтернативный вариант кредитования на тех же условиях. Однако до достижения соглашения о страховании по кредиту банк с клиентом никаких бумаг не подписывает, и доказать невыполнение им указанной обязанности практически невозможно. Да и заявителю деньги нужны, и срочно, а не хождения по инстанциям.

Отказаться от страховки можно в течение 14 дней после заключения договора страхования, если за это время не произошел страховой случай. Для этого надо направить письменное заявление в указанную в договоре страховую компанию, и в течение 10 дней после получения заявления она вернет страхователю страховую премию.

Можно расторгнуть договор со страховщиком и позже, но шанса на возврат суммы страховой премии в этом случае практически нет. Однако довольно часто клиентам банка, решившим искать защиты в суде, удается вернуть свои затраты, связанные с навязанными услугами (в том числе услугами страхования) при оформлении потребительского кредита.

В любом случае, если при оформлении кредита приходится покупать страховку, Минфин советует внимательно изучить условия страхования и обратить внимание на следующие важные моменты:

  • кто является страхователем и, соответственно, выгодоприобретателем при страховом случае, — заемщик или банк;
  • какие указаны основания для отказа в страховой выплате;
  • каков размер или способ определения страховой суммы;
  • каковы размер и порядок уплаты страховой премии и включается ли она в общий размер задолженности по кредиту;
  • порядок прекращения договора страхования либо отказа от него.

Минфин отмечает, что на отношения банка и заемщика, возникающие при оформлении потребкредита, распространяется действие закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. В пункте 1 статьи 17 закона установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом.

С полной версией информации Минфина по вопросам страхования потребительских кредитов можно ознакомиться на сайте ведомства в рубрике «Вопросы и ответы».

О admin

x

Check Also

Что признается ненормативной лексикой?

Что признается ненормативной лексикой? Ненормативная лексика — это понятие, которое постоянно фигурирует в межличностном общении, средствах массовой информации, но при этом далеко не каждый может ...

Что признается доказательствами трудового стажа?

Что признается доказательствами трудового стажа? Доказательства трудового стажа позволяют точно установить продолжительность временных отрезков, на протяжении которых работник исполнял трудовую функцию. В настоящее время понятие ...

Что представляют собой прямые и косвенные налоги?

Прямые и косвенные налоги Деление налогов на косвенные и прямые не оказывает влияние на деятельность предпринимателя, но знать о видах налогов стоит, чтобы знать, кому ...

Что представляет собой право на забвение?

Что представляет собой право на забвение? Право на забвение граждане России получат с 1 января 2016 года. Именно тогда начнут действовать новые законодательные нормы, позволяющие ...