Главная » Ваш юрист » Положение о претензионно-исковой работе на предприятии

Положение о претензионно-исковой работе на предприятии

Положение о претензионно-исковой работе на предприятии

Претензионно-исковая работа — важная составляющая успешного ведения деятельности предприятия, так как она обеспечивает защиту законных прав и интересов организации. В предлагаемом далее материале мы рассмотрим отдельные виды такой работы, а также регламент, позволяющий ее систематизировать.

Претензионно-исковая работа юридической службы в организации — что это и кто ей занимается

Прежде чем приступать к рассмотрению регламента по претензионно-исковой работе, стоит дать определение такой деятельности. Под этим термином понимается комплекс мер, направленных на выдвижение контрагенту законных требований организации для защиты ее охраняемых законом прав и интересов. Деятельность такого рода подразумевает составление и отправку претензионной и исковой документации, представительство организации в госорганах и судах всех инстанций по спорным договорным отношениям, а также анализ претензий контрагентов и реагирование на них.

Положение о претензионно-исковой работе на предприятии

Для ее ведения в организациях может быть выделена отдельная штатная единица либо сформирован целый отдел. Круг обязанностей таких сотрудников определяется их должностной инструкцией. Обычно на эти должности принимают юристов с высшим образованием, однако в сфере госзакупок ситуация несколько сложнее. В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 38 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2015 № 44-ФЗ, полномочия по ведению претензионно-исковой работы возлагаются на контрактного управляющего или контрактную службу, если таковая была создана в организации. Также ч. 6 ст. 38 того же закона допускает прием на работу в качестве сотрудника контрактной службы или контрактного управляющего лиц с высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок.

Существует или единый образец регламента претензионно-исковой работы с контрагентами

Несмотря на важность претензионно-исковой работы для успешного осуществления хозяйственной деятельности организации, ни один нормативно-правовой акт не содержит даже примерной формы регламента для нее. Более того, закон не обязывает организации составлять такие акты. Однако на практике для облегчения и систематизации деятельности юридического отдела и координации работы всех сотрудников регламент претензионной и исковой работы на предприятии или акт с иным названием, но аналогичным назначением, обычно все же издается.

Положение о претензионно-исковой работе на предприятии

Структура регламента

Регламент разрабатывается с учетом особенностей деятельности и структуры организации, однако вполне можно сформировать его примерную структуру, актуальную для всех предприятий.

Так, составляя регламент претензионно-исковой работы, желательно включить в него следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Претензионная деятельность.
  3. Исковая деятельность.
  4. Сопровождение исполнительного производства.

Общие положения

В разделе общих положений стоит уделить внимание целям и задачам, поставленным перед работниками юридического отдела предприятия при ведении претензионно-исковой работы. Среди них:

  • защита финансовых интересов организации и минимизация убытков, причиненных неисполнением контрагентами обязательств;
  • защита деловой репутации и доброго имени организации от необоснованных претензий;
  • защита законных имущественных и неимущественных прав и интересов организации;
  • координация деятельности всех вовлеченных в спорные договорные отношения работников по вопросам, связанным с представительством интересов организации;
  • оптимизация договорной работы на предприятии во избежание нарушения организацией взятых на себя обязательств.

Претензионная деятельность

Этот раздел регламента целесообразно разделить на составляющие, касающиеся выдвижения претензий и реагирования на требования, поступившие от контрагентов.

В раздел о реагировании на претензии стоит внести:

  • список документов, необходимых для принятия претензии;
  • способ фиксации факта поступления претензии;
  • порядок проверки поступивших документов;
  • примерный образец ответа на требования контрагента;
  • порядок взаимодействия юриста с работниками направлений, связанных со спорными договорными отношениями;
  • сроки реагирования на поступившие требования;
  • сроки и способы хранения претензий.

Регламентируя деятельность по выдвижению претензий, желательно указать:

  • случаи, при наступлении которых обязательно начинается претензионная работа (обычно речь идет о просрочке по обязательствам контрагентов, неисполнении их в полном объеме, нарушениях по качеству оказания услуг или поставляемых товаров);
  • срок с момента нарушения обязательств контрагентом, в течение которого документы по договору должны передаваться специалисту по претензионно-исковой работе;
  • порядок взаимодействия работников с юридическим отделом при передаче документов для начала претензионной работы (важно не только передать документы в срок, но и оформить передачу должным образом);
  • содержание и форму бланка претензии;
  • порядок привлечения экспертов в случае необходимости;
  • порядок выдвижения и передачи требований контрагентам (в этом пункте можно указать, кто имеет право подписи под претензиями и представляет законные интересы организации в досудебном урегулировании).

Исковая деятельность

По большей части судебно-претензионная работа юриста урегулирована ГК, КАС, ГПК И АПК РФ, и смысла дублировать эти нормы в локальном акте нет, но некоторые аспекты, связанные непосредственно с деятельностью предприятия, прописать стоит. Среди них:

  • список лиц, уполномоченных визировать исковые документы и принимать решения о мирном урегулировании спора в суде;
  • порядок оценки и допустимая степень риска при подаче исковых требований и реагировании на поступающие претензии;
  • сроки реагирования на исковые требования контрагентов (вопросы, связанные со сроками в гражданском и арбитражном процессе, урегулированы АПК И ГПК, однако внутри организации регламентом могут устанавливаться уменьшенные сроки реагирования на исковые требования контрагентов для оптимизации претензионно-исковой работы);
  • меры внутриорганизационного контроля за своевременной подачей исковых требований и реагирования на них;
  • порядок хранения документации, касающейся искового производства.

Крайне важно, чтобы нормы регламента по претензионно-исковой работе не противоречили действующему законодательству. В частности, 01.06.2016 вступили в силу изменения в АПК РФ: теперь досудебное урегулирование, в соответствии с нормами ч. 5 ст. 4 АПК РФ, стало обязательным для большинства гражданско-правовых споров. В случае неисполнения сторонами такой обязанности суд возвратит исковое заявление в порядке ст. 129 АПК РФ. Соответственно, в регламенте не могут быть указаны случаи подачи иска без досудебного урегулирования, за исключением специально предусмотренных в законе (например, для заявления о признании банкротом, согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Претензионная работа по возврату продуктов по качеству

Организации, деятельность которых связана с закупками, обычно разрабатывают отдельные регламенты для приемки товаров, уделяя особо внимание продуктам питания. Это связано с высокими рисками быстрой утраты ими товарного вида, истечения срока годности, естественной убыли. Претензионная и исковая работа должна выстраиваться с учетом таких особенностей.

Так, в регламенте по претензионно-исковой работе на предприятии, связанном с закупками скоропортящейся продукции, указываются обязанность работников незамедлительно составлять и передавать в юридический отдел все документы, связанные с поставкой некачественного товара или брака. Допускается даже установление ответственности за нарушение порядка составления такой документации как за неисполнение должностных обязанностей, если это повлекло невозможность выдвижения требований к поставщику.

В свою очередь, организации-поставщики скоропортящейся продукции стремятся минимизировать убытки из-за утраты товаром своих потребительских свойств, брака или пересортицы. Именно поэтому при составлении регламента претензионно-исковой работы в такой организации целесообразно:

  • устанавливать срок принятия претензии по качеству с учетом времени, отведенного на прием товара, и момента поставки;
  • указывать среди обязательных документов акт приемки и акты, фиксирующие нарушения, которые повлекли снижение качества (например, недостаточно низкую температуру в автомобиле-рефрижераторе);
  • предусматривать обязательную фото- или видеофиксацию факта поставки некачественной продукции среди обязательных приложений к претензии;
  • зафиксировать порядок взаимодействия между юридическим отделом и логистическими/складскими службами для установления момента снижения качества товара.

Ведение претензионной работы по закону № 44-ФЗ

Несмотря на то что в этом законе речь идет о госзакупках, претензионно-исковая работа в госорганизациях также не предполагает обязательного наличия регламента, т. е. и такие предприятия разрабатывают его самостоятельно. При этом важно учитывать, что местные власти выпускают нормативные акты для разъяснения вопросов, связанных с претензионно-исковой работой в этой сфере. Примером может служить письмо департамента по закупкам и контролю в сфере закупок городского округа Новокуйбышевск «О ведении претензионной и исковой работы…» от 06.05.2015 № 3372, которое содержит методические рекомендации по ведению такой деятельности на предприятии. При разработке регламента целесообразно ориентироваться на такие методички — они есть во многих регионах страны.

Также при составлении регламента нужно учитывать тот факт, что каждый участник закупки, в соответствии со ст. 44 закона № 44-ФЗ, должен предоставить обеспечение по своим обязательствам уже на стадии участия в тендере. То есть регламент должен учитывать и особенности, связанные с получением обеспечения по гарантийным обязательствам участника.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что только при качественном ведении претензионно-исковой работы возможно с высокой вероятностью в полной мере отстоять законные права и интересы организации. Правильно составленный регламент при этом позволит систематизировать такую деятельность юристов и повысить ее эффективность.

О admin

x

Check Also

Штрафы за азартные игры

Депутаты предлагают штрафовать за вовлечение детей в азартные игры Если гражданин становится свидетелем того, что дети играют в карты или делают ставки на сайтах букмекеров ...

Штрафы для финансовых управляющих при процедуре банкротства физлица будут снижены

Штрафы для финансовых управляющих при процедуре банкротства физлица будут снижены Кабмин предложил Госдуме рассмотреть вопрос смягчения административной ответственности за неисполнение наложенных законом обязанностей для финансовых ...

Штрафы для — лжегероев — вырастут

Штрафы для лжеорденоносцев поднимут в десятки раз Инициатива принадлежит депутатам Ярославской облдумы. В Государственной Думе этот законопроект будут рассматривать весной. Вычислить лжеорденоносцев сегодня не составляет ...

Штрафа за вызов неотложки не будет

Минздрав не будет вводить штраф за вызов кареты скорой помощи без должного повода В «медицинской» петиции, в частности, говорилось о том, что сегодня до 90 ...