Главная » Ваш юрист » Понятие и основные признаки добросовестной конкуренции

Понятие и основные признаки добросовестной конкуренции

Понятие и основные признаки добросовестной конкуренции

Значение конкуренции

Конкуренция — это взаимоотношения между участниками экономики, которые выражены в виде борьбы, соперничества по поводу производства материальных благ и их обмена. Она необходима для эффективного развития и существования предпринимательской деятельности.

Положительными последствиями рассматриваемого явления считаются:

  1. Развитие инициативности хозяйствующих субъектов. Это стимулирует производство, повышение качества продукции (работ, услуг) и подъем экономики в целом.
  2. Распределение товаров, работ, услуг в те места, где в них больше всего нуждаются. При отсутствии конкуренции субъекты экономики насыщали бы только наиболее благоприятные рынки сбыта.
  3. Направление ресурсов на изготовление самых востребованных потребителем продуктов.
  4. Защита предпринимателей от возможной криминализации рынка конкурентами, использования ими недобросовестных методов борьбы за место на нем.

При этом наряду с позитивными результатами конкуренция порождает и отрицательные, которые могут дестабилизировать экономику:

  1. Конкуренция легко может нарушить созданную стабильную ситуацию на рынке.
  2. Каждый участник предпринимательских отношений так или иначе всегда стремится к монополизации своего сегмента, что влечет ограничение возможности новых участников по выходу на рынок сбыта.
  3. Желание увеличить прибыль толкает хозяйствующие субъекты к таким методам конкуренции, которые будут не развивать рынок, а тормозить его (например, промышленному шпионажу, недобросовестной рекламе, распространению ложных сведений).

Таким образом, конкуренция — это явление двоякое, имеющее как позитивные, так и негативные черты.

Суть конкуренции

Общее содержание конкуренции заключается во взаимодействии 4 элементов в рамках конкретной отрасли экономики:

  1. Соперничества участников. Если оно достаточно жесткое, то приводит к росту затрат на повышение конкурентоспособности товара.
  2. Угрозы появления новых субъектов. Новички, перераспределяя существующее неизменное количество потребителей, снижают прибыльность рыночного сегмента.
  3. Наличия в отрасли крупных поставщиков и/или приобретателей. Данный факт также влияет на финансовое состояние фирмы-производителя, так как сильные игроки желают пользоваться большими скидками и преференциями, т. е. способствуют изменению цен в свою пользу.
  4. Утраты компаниями-участниками возможности повышать цены в ситуации, когда на рынке появляются товары-заменители (или аналогичные услуги). Потребители в этом случае явно будут обращаться к более дешевым продуктам.

Чтобы сохранять конкурентоспособность в соответствующей сфере, предприниматель должен учитывать все вышеперечисленные факторы.

Виды конкуренции

Конкуренция — это многогранное явление, которое исследуется и экономической, и юридической науками. Как и любой другой предмет изучения, она классифицируется по различным критериям. В нашей статье мы рассмотрим только те виды, которые определены в юридической литературе.

Так, по уровню соперничества конкуренция делится на следующие виды:

  1. Совершенную, для которой характерны:
  • однородность товара;
  • многочисленность продавцов и потребителей;
  • отсутствие преград для входа на рынок и выхода из него;
  • наиболее полная информированность о ценах, прибылях и др.
  1. Несовершенную, главной особенностью которой является дифференциация продукции. Благодаря этому участники рынка могут влиять на уровень цен. К данному типу относятся монополистическая и олигополистическая формы конкуренции.

Есть также разделение по сферам распространения, т. к. конкуренция присутствует:

  • на товарных рынках, где участниками выступают хозяйствующие субъекты, продающие разные виды товаров (работ, услуг);
  • финансовых рынках, в границах которых действуют финансовые организации и соперничество идет в области предоставления финансовых услуг.

По этико-правовому критерию конкуренцию подразделяют на 2 вида:

  1. Добросовестную, когда участники действуют в соответствии с принципами разумности и добросовестности (п. 3 ст. 1, ст. 10 Гражданского кодекса РФ), т. е. осуществляют свои права с учетом прав и интересов третьих лиц в рамках действующего законодательства.
  2. Недобросовестную, когда бизнес ведется способами, противоречащими закону и обычаям делового оборота.

Понятие и признаки добросовестной конкуренции

Как такового определения добросовестной конкуренции нет ни в экономических, ни в юридических источниках. Есть понятия «конкуренция», «недобросовестная конкуренция», «совершенная конкуренция», «несовершенная» и др. В связи с этим под добросовестной имеет смысл понимать такую, которая не содержит признаков недобросовестной и, по сути, тождественна определению конкуренции, данному в п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон о конкуренции).

Таким образом, можно сделать вывод, что добросовестная конкуренция — это отношения соперничества, при которых каждый участник допускаемыми законом средствами ограничивает других в возможности единолично влиять на состояние рынка. Данное законодательное определение исходит из экономического понятия совершенной конкуренции. Хотя такое явление существует крайне редко, так как в основном соперничество проявляется на рынках с наличием в той или иной степени монополизированных субъектов, т. е. в рамках несовершенной конкуренции.

Исходя из указанного определения, мы можем выделить 3 признака, которыми обладает добросовестная конкуренция:

  1. Совершение присутствующими в экономике лицами самостоятельных действий, которые называются конкурентными.
  2. Осуществление конкурентных процессов не в «вакууме», а между участниками, именуемыми субъектами конкуренции.
  3. Наличие определенных экономико-правовых локаций, именуемых рынками, где и происходит взаимодействие продавцов и потребителей.

Разберем каждый признак отдельно в следующих частях статьи.

Конкурентные действия, ценовая добросовестная конкуренция и неценовые методы

Каждый участник рынка стремится к получению прибыли. Для этого он совершает определенные (конкурентные) действия, которые обеспечивают субъекту предпринимательства правомерное преимущество. Вся эта деятельность делится на ценовую и неценовую конкуренцию.

Механизм первого вида состоит в понижении или повышении цен. В результате предприятие обеспечивает себе больший приток потребителей. Несмотря на то что основная цель конкуренции — это максимизация прибыли, иногда ценовой метод применяется для решения совсем других задач. Например, он может использоваться для выдавливания с рынка менее устойчивых производителей путем установления цен ниже себестоимости продукции. При таких условиях выигрывают только самые мощные в финансовом плане субъекты.

Второй способ заключается в улучшении качества товара (работ, услуг). Сюда же относятся расширение ассортимента, модернизация производства, повышение уровня сервисного обслуживания. Выбор более удобного месторасположения, расширение рекламы также могут способствовать увеличению потребительского спроса. Кроме того, большую популярность в борьбе за покупателя стали приобретать маркетинговые исследования, которые помогают предпринимателям лучше определить истинные потребности людей.

Таким образом, конкурентные действия воздействуют, с одной стороны, на потребителя, удовлетворяя его потребности; с другой — на конкурентов, отвлекая от их продукции потенциальных приобретателей.

Субъекты конкуренции

По смыслу толкования Закона о конкуренции лицами, имеющими право совершать конкурентные действия, являются хозяйствующие субъекты. При этом отдельные физические лица, не имеющие отношения к какому-либо хозяйствующему субъекту, а также государственные и муниципальные органы или их должностные лица не могут выступать в этом качестве.

К хозяйствующим субъектам в широком смысле этого определения относятся:

  1. В силу п. 5 ст. 4 Закона о конкуренции:
  • коммерческие организации;
  • некоммерческие предприятия, занимающиеся доходной деятельностью;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, получающие доход от своего профессионального труда, требующего получения лицензии, проведения государственной регистрации или членства в саморегулируемых организациях (например, нотариусы, оценщики).
  1. Согласно п. 6 ст. 4 Закона о конкуренции, хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги (кредитные и микрофинансовые организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и т. п.).
  2. Отдельно ст. 9 Закона о конкуренции в качестве участников конкуренции выделяются группы лиц, члены которых могут влиять и контролировать друг друга. Возможные основания объединения отдельных лиц в единый экономический субъект для целей соблюдения антимонопольного законодательства изложены в той же статье. Например, такой группой являются организация и ее исполнительный орган (как физическое, так и юридическое лицо) либо гражданин (хозяйствующий субъект) и его родственники (супруги, дети и др.).

Определение границ рынка

Этот признак тесно связан с таким важным условием конкуренции, как невозможность отдельных субъектов влиять своими действиями на общие правила конкретного рынка. Это проявляется посредством реализации права каждого заинтересованного лица на свободу совершения сделок, прописанного в ст. 421 ГК РФ и включающего в себя не только свободу в выборе и приобретении товаров (работ, услуг), но и возможность формировать договорные условия и устанавливать цены по собственному усмотрению сторон.

Таким способом законодатель противопоставляет конкуренцию в ее добросовестной форме доминирующему положению на товарном рынке. При этом под рынком понимается единая сфера обращения конкретного товара (п. 4 ст. 4 Закона о конкуренции). Для целей контроля над правильным функционированием конкретной рыночной локации соответствующие властные органы должны точно определять рамки данного сегмента. Решается подобная задача посредством проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220).

Регулирование конкуренции

Принцип государственной поддержки конкуренции сформулирован в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Целью такой поддержки является обеспечение эффективного существования рынка на основе конкурентных отношений с учетом государственного контроля над монополиями.

Поставленная государством задача решается 2 путями:

  1. Издаются соответствующие нормативные акты, которые в своей совокупности составляют законодательство о конкуренции и монополии.
  2. За соблюдением установленных правил следит специальный орган — Федеральная антимонопольная служба, или ФАС РФ (постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 № 331). Помимо контролирующей функции ФАС РФ имеет полномочия по принятию правовых актов, которые развивают, уточняют или разъясняют положения основных законодательных документов.

Законодательство о конкуренции и монополии

Рассматриваемая область законодательства состоит из нескольких частей.

В первую очередь это конкурентное законодательство, которое включает в себя:

  1. Антимонопольное законодательство, призванное ограничивать монополизацию экономики. Это достигается с помощью предусмотренного правовыми актами государственного надзора за доминирующими субъектами, а также предупреждения и преследования монополистических явлений. К антимонопольным источникам, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о конкуренции, относятся Конституция РФ (ст. 8, 34), ГК РФ (ст. 10) и пр.
  2. Законодательство о недобросовестной конкуренции, которое способствует выявлению и предупреждению недопустимых методов конкурентной борьбы. В случае нарушения нормативных правил предусмотрены меры ответственности для виновных субъектов. Этот нормативный пласт состоит из Закона о конкуренции, Кодекса РФ об административных правонарушениях (например, ст. 14.33 о недобросовестной конкуренции), Уголовного кодекса РФ (ст. 178 об ограничении конкуренции), а также иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов ФАС РФ, международных соглашений.

Вторая часть — это законодательство о естественных и государственных монополиях (например, закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ). Оно регулирует деятельность доминирующих на рынке организаций, которые создаются государством ради соблюдения публичных интересов. Подобные хозяйствующие субъекты не имеют преобладающего значения и носят исключительный характер.

Элементы права на добросовестную конкуренцию

Как уже отмечалось выше, ст. 8 Конституции РФ, провозгласив принцип государственной поддержки конкуренции, фактически возвела его в ранг основ конституционного строя РФ. Это означает, что право на конкуренцию (равное и самостоятельное соперничество с другими участниками рынка) считается одним из самых главных элементов предпринимательской деятельности вообще.

Рассматриваемая возможность состоит из следующих правомочий:

  1. Права на собственные действия. Оно выражается в свободном доступе на рынок и в осуществлении таких мероприятий, которые способствуют привлечению потребительского спроса. При этом зачастую добросовестные действия конкурента создают помехи для других субъектов, что не всегда можно признать противоправным.
  2. Права требования. Оно заключается в праве предпринимателя требовать от остальных участников и властных органов, чтобы они не мешали ему совершать конкурентные действия.
  3. Права на защиту. Суть его в возможности защитить свои предпринимательские права либо способом самозащиты, либо путем применения к нарушителю мер государственного воздействия гражданского, административного или уголовного характера.

Лимитировать право субъекта предпринимательской деятельности на конкуренцию в добросовестном виде можно только на основании норм федеральных законов и только для целей удовлетворения общественных нужд. Например, такое ограничение существует в сферах государственных и естественных монополий.

Итак, рассмотренный в статье вид конкуренции определяется как равное соперничество хозяйствующих субъектов. Такая конкуренция является важнейшим элементом эффективного функционирования экономики. Данное явление регулируется большим разделом российского права, которое включает в себя конкурентную часть и законодательство о естественных и государственных монополиях. Реализуется состязательность посредством применения ценовых и неценовых методов. При этом последние признаются более благоприятными и полезными в плане дальнейшего конструктивного функционирования экономики.

О admin

x

Check Also

Штрафы за азартные игры

Депутаты предлагают штрафовать за вовлечение детей в азартные игры Если гражданин становится свидетелем того, что дети играют в карты или делают ставки на сайтах букмекеров ...

Штрафы для финансовых управляющих при процедуре банкротства физлица будут снижены

Штрафы для финансовых управляющих при процедуре банкротства физлица будут снижены Кабмин предложил Госдуме рассмотреть вопрос смягчения административной ответственности за неисполнение наложенных законом обязанностей для финансовых ...

Штрафы для — лжегероев — вырастут

Штрафы для лжеорденоносцев поднимут в десятки раз Инициатива принадлежит депутатам Ярославской облдумы. В Государственной Думе этот законопроект будут рассматривать весной. Вычислить лжеорденоносцев сегодня не составляет ...

Штрафа за вызов неотложки не будет

Минздрав не будет вводить штраф за вызов кареты скорой помощи без должного повода В «медицинской» петиции, в частности, говорилось о том, что сегодня до 90 ...