Главная » Ваш юрист » Претензии и иски по договору транспортной экспедиции

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции

Претензия по договору транспортной экспедиции — обязательный документ для клиента, предъявляющего требования к экспедитору. В нашей статье мы рассмотрим особенности направления претензий и предъявления исков к экспедиторам.

Особенности претензионного порядка по договорам транспортной экспедиции, образец претензии

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон о ТЭД) предусмотрел в ст. 12 обязательность претензионного порядка при наличии претензий клиента к экспедитору, за исключением экспедиции непредпринимательских грузов. Несмотря на введение в Арбитражный процессуальный кодекс РФ правила о необходимости претензионного порядка по большинству споров (ч. 5 ст. 4 АПК), нормы ст. 12 закона о ТЭД по-прежнему имеют важное значение, т. к. детально регламентируют порядок предъявления претензий экспедитору.

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции

Рассмотрим особенности претензионного урегулирования спора клиента с экспедитором:

  1. На отправку претензии дается 6 месяцев:
    • со следующего дня после выдачи груза по спорам об испорченном или пропавшем грузе;
    • со следующего дня после окончания срока договора по спорам о просрочке доставки;
    • с момента, когда клиент узнал (или должен узнать) о нарушении права, для прочих споров.
  2. Правом предъявить претензии обладают грузополучатель, клиент экспедитора или его доверенное лицо либо страховщик, возместивший убытки клиента, причиненные экспедитором, и вставший на место кредитора по правилам суброгации.
  3. Претензия обязательно документально подтверждается (перечень документов см. в п. 3 ст. 12 закона о ТЭД).
  4. На рассмотрение претензии и ответ на нее экспедитору дается 30 дней с момента получения.

В свете детальной регламентации претензионного порядка актуален и вопрос его соблюдения. Проблемы с этим часто возникают на практике, т. к. экспедиторы стараются прекратить судебные дела по причине нарушения претензионных процедур.

Отметим, что суды не признают таким нарушением:

  • недостаточность (по мнению экспедитора) документов, подтверждающих убытки клиента, если накладная на груз была приобщена к претензии по договору транспортной экспедиции (постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда (далее — ААС) от 18.10.2010 по делу № А56-68336/2009);
  • отправку претензии по истечении 6-месячного срока, который, как указывают суды, не является пресекательным в процессуальном плане и влечет лишь право экспедитора отказать в удовлетворении претензии (постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу № А40-111751/12-14-998);
  • направление претензии на юридический адрес экспедитора, хотя в договоре был согласован иной адрес для таких целей, если есть доказательства отправки и получения претензии (постановление 18-го ААС от 27.12.2016 по делу № А07-29774/2015).

Составляя претензию, необходимо точно указать:

  1. Реквизиты договора или накладной экспедитора, а также заявки, на основании которой возникло обязательство.
  2. Сумму и правовые основания требований к экспедитору. Отсутствие в претензии, например, требования уплатить неустойку повлечет в суде оставление его без рассмотрения (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2010 по делу № А73-19760/2009).

Образец претензии по договору транспортной экспедиции, составленный с учетом всех указанных выше нюансов, вы можете скачать на нашем сайте.

Исковая давность по требованиям к экспедитору

Основной особенностью в случае судебного спора с экспедитором является сокращенный срок исковой давности, который составляет 1 год с момента появления права на иск. При этом стоит отметить отсутствие единообразного подхода в практике к определению начального момента исчисления срока.

В частности, суды признают таковым:

  • крайний срок доставки утраченного груза (определение Верховного суда РФ от 06.06.2016 по делу № А43-25051/2014);
  • истечение срока ответа на претензию клиента о возмещении убытков за утраченный груз (определение Верховного суда РФ от 09.01.2017 по делу № А56-95326/2015).

Срок исковой давности для страховщиков суды исчисляют аналогично сроку для клиентов и отказываются признавать начальным моментом день выплаты страхового возмещения (определение Верховного суда РФ от 12.02.2016 по делу № А56-5137/2015).

Особенности доказывания по искам к экспедитору

В предмет доказывания по требованиям к экспедитору входят:

  • наличие обязательства в рамках экспедиционной деятельности, в т. ч. факт принятия груза (доказывается клиентом);
  • соблюдение претензионного порядка (доказывается клиентом);
  • факт нарушения экспедитора (доказывается клиентом);
  • вина экспедитора в случае просрочки доставки (отсутствие вины, согласно п. 1 ст. 9 закона о ТЭД, доказывается экспедитором).

Существует серьезная проблема в доказывании существования экспедиторского обязательства по доставке конкретного груза. Так, зачастую намеренно не оформляются надлежащим образом экспедиторские документы, полагающиеся по п. 5 правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила). Затем экспедиторы успешно мотивируют отказ в возмещении убытков отсутствием подтверждения передачи конкретного груза определенной стоимости экспедитору, причем суды такую мотивацию зачастую принимают (определение Верховного суда РФ от 21.01.2015 по делу № А56-51058/2013).

В таких случаях клиентам-грузополучателям можно использовать сложную схему, установив факт передачи груза в судебном процессе с грузоотправителем (постановление 17-го ААС от 02.10.2013 по делу № А60-11593/2013). Впрочем, в 2016–2017 годах намечается отход от указанной тенденции и далеко не всегда неточности в экспедиторских документах или их форма, не соответствующая п. 5 Правил, признаются судами пороком в доказательствах факта передачи груза (см. постановление АС ДО от 29.11.2016 по делу № А51-3698/2016).

Итак, претензии и иски по договору транспортной экспедиции составляются и направляются по особым правилам, если требования предъявляются клиентом к экспедитору. При этом важно помнить, что в данной сфере действует сокращенный (годичный) срок исковой давности и обязательный претензионный порядок, строго регламентированный законом о ТЭД.

О admin

x

Check Also

Штрафы за азартные игры

Депутаты предлагают штрафовать за вовлечение детей в азартные игры Если гражданин становится свидетелем того, что дети играют в карты или делают ставки на сайтах букмекеров ...

Штрафы для финансовых управляющих при процедуре банкротства физлица будут снижены

Штрафы для финансовых управляющих при процедуре банкротства физлица будут снижены Кабмин предложил Госдуме рассмотреть вопрос смягчения административной ответственности за неисполнение наложенных законом обязанностей для финансовых ...

Штрафы для — лжегероев — вырастут

Штрафы для лжеорденоносцев поднимут в десятки раз Инициатива принадлежит депутатам Ярославской облдумы. В Государственной Думе этот законопроект будут рассматривать весной. Вычислить лжеорденоносцев сегодня не составляет ...

Штрафа за вызов неотложки не будет

Минздрав не будет вводить штраф за вызов кареты скорой помощи без должного повода В «медицинской» петиции, в частности, говорилось о том, что сегодня до 90 ...