Главная » Ваш юрист » Сведения о бенефициарном владельце

Сведения о бенефициарном владельце

Сведения о бенефициарном владельце

Сведения о бенефициарном владельце — это информация, котораяпозволяет точно определить,какое конкретно лицо является бенефициаром, установить его инициалы и другие данные. О процедуре получения таких сведений и расскажет предлагаемая нами статья.

Сведения о бенефициарах. Юридические аспекты

Термин «бенефициарный владелец» официально введен в законодательство лишь в 2013 году — законом «О внесении…» от 28.06.2013 № 134-ФЗ. Согласно статье 3 закона «О противодействии…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ, бенефициаром должно признаваться лицо, которое прямо или косвенно имеет возможность оказывать влияние (контролировать) деятельность организации или гражданина.

При этом термин «бенефициар» может употребляться в российском законодательстве и в иных значениях. Например, положения статьи 375 ГК РФ упоминают бенефициара как сторону соглашения при оформлении денежной гарантии исполнения обязательства. В этом случае бенефициаром признается лицо, являющееся кредитором по основному обязательству, которое обеспечивается гарантией (т. е. при гарантии исполнения договора об оказании услуг таковым будет являться заказчик конкретной услуги).

Статья 3 ФЗ № 115 позволяет выделить 2 обязательных признака, которым должен соответствовать бенефициарный владелец:

  1. Это физическое лицо.
  2. Данное лицо прямо или косвенно владеет 25% капитала организации или иными способами может воздействовать на принятие ею решений.

Установление бенефициара производится в отношении как организаций, так и граждан. В отношении граждан действует правило статьи 3 ФЗ № 115, которое указывает, что гражданин сам для себя является бенефициаром, если нет оснований предполагать, что таковым является иное лицо.

Бенефициар или выгодоприобретатель?

На практике часто возникают вопросы относительно разграничений правового смысла терминов «бенефициарный владелец» и «выгодоприобретатель». Статья 3 ФЗ № 115 указывает, что выгодоприобретатель — это лицо, интерес которого обеспечивается действиями другого лица. Данный интерес может подтверждаться наличием договора между ними (поручения, агентирования и т. д.) либо учредительными документами (если одна организация является владельцем доли в уставном капитале другой).

При этом для целей ФЗ № 115 между данными терминами проводится разграничение, которое обусловлено тем, что выгодоприобретателем может быть как гражданин, так и организация, тогда как бенефициаром может стать только гражданин. Кроме того, бенефициар — это всегда конечное лицо, извлекающее выгоду, тогда как выгодоприобретателей в одной цепочке может быть несколько.

Сведения о бенефициарном владельце — что входит в их число и для чего они требуются?

Сведения о бенефициаре, которые подлежат определению, обозначены в пункте 1 статьи 7 ФЗ № 115. К ним относятся:

  • инициалы;
  • гражданство (подданство);
  • дата рождения;
  • реквизиты паспорта или иного аналогичного документа;
  • место жительства;
  • данные об учете в налоговом органе (при наличии — ИНН).

При идентификации иностранцев также необходимо получить данные документов, подтверждающих их право на въезд и пребывание в России.

Необходимо отметить, что перечисленная информация является исчерпывающей и истребование у бенефициаров иных сведений о них не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 6.1 ФЗ № 115, каждая организация обязана иметь достоверные сведения о своих бенефициарах, а также предпринимать необходимые меры для их получения. Обозначенная информация должна обновляться как минимум 1 раз в год и храниться в течение 5 лет с момента ее получения. Имеющиеся сведения о своих бенефициарах организация, согласно пункту 6 статьи 6.1 ФЗ № 115, обязана предоставлять органам ФНС или Росфинмониторинга при получении соответствующих запросов от них.

При этом пункты 4 и 5 статьи 6.1 ФЗ № 115 наделяют организацию правом запрашивать у своих участников информацию, которая необходима ей для определения бенефициаров (соответственно, участники обязаны такую информацию ей предоставлять). Во всех перечисленных случаях раскрытие сведений о бенефициарных владельцах не нарушает требований законодательства о персональных данных.

Подача сведений о цепочке собственников (включая бенефициаров) — образец для ФНС

Порядок направления сведений о бенефициарных владельцах определен правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 31.07.2017 № 913 (далее — Правила).

При поступлении запроса организация, согласно пункту 4 Правил, обязана направить информацию о своих бенефициарах в течение 5 дней. В случае если в первоначальном варианте ответа имеются неточности или искажения, на их устранение и направление скорректированной информации организации дается 3 дня с момента обнаружения.

Ответ организации, согласно пункту 5 Правил, должен быть направлен через оператора по телекоммуникационному каналу связи (в этом случае необходимо подтверждение документа ЭЦП организации) либо передан на цифровом носителе (диске, флешке и т. п.) с приложением бумажного сопроводительного письма.

Пункт 9 Правил устанавливает, что сведения о бенефициарном владельцедолжныбыть подготовлены в формате, утвержденном приказом ФНС РФ, согласованным с Росфинмониторингом. Однако по состоянию на ноябрь 2017 года такой документ не утвержден, так как на его подготовку пунктом 2 постановления Правительства РФ № 913 отведено 180 дней, которые истекут лишь в феврале 2018 года. Таким образом, до издания соответствующего приказа организация в случае получения запроса вправе предоставлять требуемую информацию в свободной форме. В частности, можно использовать таблицу при подаче сведений о бенефициарных владельцах — образец заполнения есть на нашем сайте.

Информация о цепочке собственников контрагента (включая бенефициаров), образец заполнения для банка

Сведения о бенефициарных владельцах,согласно положениям пункта 14 статьи 7 ФЗ № 115, также должны предоставляться организациям, осуществляющим финансовые операции и сделки с некоторыми видами имущества (банкам, ломбардам, страховым компаниям, инвестиционным фондам, организаторам азартных игр и тотализаторов и т. д.). Эти организации, согласно пункту 1 статьи 7 ФЗ № 115, при обслуживании клиента обязаны истребовать у него всю необходимую информацию о его бенефициарах. Данная информация подлежит регулярному уточнению, которое должно проводиться не реже чем 1 раз в год.

В случае возникновения сомнений в цели совершаемой операции (сделки) либо достоверности представленных данных организация вправе требовать у своего клиента предоставления уточнения в течение 7 дней информации о бенефициарах. Если клиент не предоставит сведения, необходимые для идентификации бенефициаров, либо они окажутся недостаточными, организация, согласно пункту 11 статьи 7 ФЗ № 115, вправе отказать ему в обслуживании.

Для чего необходимы сведения о бенефициарах банку и иным организациям?

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 банки и иные организации, обязанные проводить идентификацию своих клиентов, должны по запросам Росфинмониторинга предоставлять полученную информацию для проведения государственного контроля. Также в обязанность организациям вменяется проведение проверки своих клиентов и их бенефициаров на предмет необходимости блокирования осуществляемых ими операций. В частности, блокирование проводимой операции должно быть выполнено в случае, если совершающее их лицо причастно к экстремистской или террористической деятельности либо подозревается в легализации незаконно полученных доходов.

Перечень лиц, в отношении которых необходимо выполнять блокировку операций, можно найти и на сайте Росфинмониторинга. В силу пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 организация обязана не только блокировать операции, совершаемые обозначенными лицами, но и информировать об этом Росфинмониторинг. Кроме того, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115 организации обязаны минимум 1 раз в 3 месяца проводить сверку списка своих клиентов с перечнем лиц на сайте данной структуры, в отношении которых должно применяться блокирование операций, и отчитываться перед ней о проведенных сверках.

Получение информации о бенефициарах

Порядок получения информации о клиентах и их бенефициарах определяется пунктом 5.4 статьи 7 ФЗ № 115. В частности, при приеме на обслуживание, выполнении операции в интересах клиентов или сверке информации банк или иная организация вправе требовать следующие документы:

  • учредительные (у юрлиц) либо удостоверяющие личность (у физлиц);
  • о госрегистрации (у юрлица или ИП);
  • ИНН;
  • СНИЛС.

Клиент-организация может предоставлять все необходимые для идентификации документы в электронном варианте с применением ЭЦП. Банк, в свою очередь, имеет право осуществлять проверку указанных сведений с использованием всех доступных ему официальных источников информации (например, ЕГРЮЛ, информационно-справочных ресурсов ФНС, ПФР, Росфинмониторинга).

Однако практика показывает, что для точной идентификации бенефициаров перечисленных документов недостаточно, особенно если речь идет о длинной цепочке участников коммерческой организации. Именно поэтому для получения необходимой информации банк вправе принимать также иные меры, такие как:

  • устный опрос клиента;
  • анкетирование путем направления заранее составленной анкеты и т. п.

Так как единых унифицированных бланков таких анкет и опросников законодательством не предусмотрено, каждая организация вправе определять их формы и порядок заполнения самостоятельно. Примерный образец одного из таких документов вы можете скачать на нашем сайте.

Подводя итог, следует отметить, что процедуру предоставления сведений о бенефициарах банкам, государственным органам и другим организациям еще предстоит совершенствовать, однако тот факт, что данная информация будет со временем требоваться всё большему кругу субъектов, не вызывает сомнения. Это означает, что к представлению ее организациям следует относиться максимально ответственно и аккуратно.

О admin

x

Check Also

Что делать, если украли телефон?

Что делать, если украли телефон? Украли телефон — что делать в случае этой неприятности, не каждый может сообразить быстро и своевременно, как того требуют обстоятельства. ...

Что делать, если потерял паспорт РФ: как восстановить паспорт при утере?

Что делать, если потерял паспорт РФ: как восстановить паспорт при утере? Потеря паспорта: так ли это страшно Паспорт РФ — это основной документ, удостоверяющий личность ...

Что делать, если потерял военный билет

Что делать, если потерял военный билет? Как восстановить военный билет при утрате и какой штраф будет наложен? Здравствуйте. Попробуйте еще раз все повторно обыскать и ...

Что делать, если не подписывают заявление на увольнение?

Что делать, если не подписывают заявление на увольнение? Не подписывают заявление на увольнение — что делать в этом случае работнику? В статье мы рассмотрим этот ...