Главная » Верую » Воскресение Христово

Воскресение Христово

Воскресение Христово

Воскресе́ние Христо́во — 1) воссоединение Души Христа с Его Телом, последовавшее на третий день после Его смерти (по человеческому естеству); победа Христа над смертью; событие, составившее содержание одной из главных истин христианства ( 1Кор.15:14 ); о ней повествуют все четыре евангелиста ( Мф.28:6 ), ( Мк.16:6 ), ( Лк.24:6 ), ( Ин.20:6-9 ); 2) главный предмет Праздника Праздников Христианской Церкви, самый первый христианский праздник (именуется также Пасхой).

Иисус Христос сказал о Себе: Я есть воскресение и жизнь ( Ин. 11:25 ). Тем самым Он засвидетельствовал, что воплощение Бога оживило человека и воскресило его поврежденную грехом природу к новой благодатной жизни.

Однако для реальной победы над смертью жизни Богочеловека на Земле было недостаточно. Для реальной победы над смертью понадобились вольные крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Смерть побеждается не явлением Жизни в смертном теле, а вольной смертью Воплотившейся Жизни, – учит прот. Георгий Флоровский. Следуя св.

Афанасию, Слово стало плотью, дабы изгнать тление из человеческой природы: Слово облеклось для того в тело, чтобы, обретши смерть в теле, истребить ее.

Смерть Спасителя становится добровольной и свободной Жертвой за все человечество. Если Первый Адам своим непослушанием вызвал смерть в мир, то Второй и Новый Адам – Богочеловек Иисус Христос – показал, что смерть может быть отменена. И это потому, что Новый Адам больше чем простой человек – Он Само Слово Божие. Он отдает Свою жизнь, но Он властен взять ее назад, – говорит св. Григорий Богослов. Страдал и подвизался подвигом терпения не человек малозначащий, но вочеловечившийся Бог, – учит св.

Кирилл Иерусалимский.

Тело Иисуса Христа умирает, а душа нисходит в ад. Но тело и душа Иисуса Христа соединены с Богом Словом, Второй Ипостасью Святой Троицы. Он обладает душой и телом как единосущный нам по человеческой природе. Но Он же единосущен и Самому Богу, пребывает внутри Нетварной Жизни Триипостасного Божества.

В Нем нет человеческой личности, ибо вместо нее Лицо Божества – Божественная Ипостась Слова. Поэтому душа и тело Христа не могут быть совершено разлучены. Они соединяются вновь в воскресшем человеке. Он умирает, давая жизнь, разрушая Своей смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь.

Он нисходит во ад, но выводит оттуда души, – говорит св. Григорий Богослов. По слову св.

Григория Нисского, когда человеческое естество в Воплотившемся Боге было подвигнуто к разделению души и тела, Он, как нетварный Создатель души и тела, снова сопряг разделенное, привел расторгнутое в неразрывное единство.

Смерть не властна над воплотившимся Богом: смерти было невозможно удержать Его ( Деян. 2:24 ). Как говорит св. Иоанн Златоуст, Он Сам попустил смерти удерживать Себя. Не надолго оставил Он храм Свой, тело, в мертвенном состоянии, но только показав его мертвым от приражения к нему смерти, немедленно же и воскресил в третий же день, вознося с Собою и знамение победы над смертью, то есть явленное в теле нетление и непричастность страданию, – учит св. Афанасий Великий. – Мог бы Он и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и показать его снова живым. В таинственное тридневие смерти нетленное тело Господа преобразуется в тело славы, облекается силою и светом, – говорит Г. Флоровский. – И Господь восстает из мертвых, как Жених исходит от гроба… Это совершается силою Божией, как силою Божией совершится в последний день и всеобщее воскресение.

И в воскресении исполняется воплощение как явление Жизни в естестве человеческом.

Воскресение Христово отменяет осуждение смерти. Теперь люди умирают только на время, по причине смертности тела; наподобие семян, ввергаемый в землю, мы не погибаем разрешаясь, но посеянные воскреснем – потому что смерть упразднена по благодати Спасителя (св. Афанасий Великий).

Следуя св. Иоанну Златоусту, теперь нельзя и сказать, что нам предстоит умирать в точном смысле этого слова. Сила смерти и подлинность смерти – в том, что умерший уже не имеет возможности вернуться к жизни… Если же он после смерти оживет, и притом лучшею жизнию, то это уже не смерть, но успение (св. Иоанн Златоуст). И как начало смерти, возникшее в одном, перешло на весь род человеческий, так и начало воскресения через Единого распространяется на все человечество…, – учит св. Григорий Нисский.

В Воскресении Христовом воскресает все человечество, все человеческое естество облекается в нетление.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Что такое православие?

Что такое православие? По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II XX век – это век технического развития и технических достижений. Человек преодолел ...

Человек или плод? свящ

Человек или плод? — свящ. Максим Обухов Есть несколько критериев, отсутствие которых говорит о прекращении жизни: Электрическая активность мозга Электрическая активность сердца Сердцебиение Всем этим ...

Что такое раздражительность?

Что такое раздражительность? протоиерей Игорь Прекуп Иногда на исповеди человек кается в том, что понервничал. Трудно сказать, чего тут больше: непонимания, что такое таинство Покаяния, ...

Частный суд

Частный суд Ча́стный Суд — Суд Божий над душой человека, совершаемый после его смерти, предваряющий окончательное определение его участи на Страшном Суде. Какова была посмертная ...